Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи. Создание положительного эмоционального настроя ребенка в семье.
Задачи:
- Активизировать знания родителей о значимости развития связной речи.
- Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества.
- Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
- Расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной помощи детям.
Ход собрания.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляют важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этой цели способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.
Игра «Увеличение – уменьшение».
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Ответы родителей.)
А вот как отвечали ваши дети:
- Хотел бы уменьшить…
- Хотела бы увеличить…
- Хочу увеличить…, а уменьшить…
Усложним игру дополнительными вопросами: «Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить и зачем вы хотите это увеличить или уменьшить?» (Ответы родителей.)
А вот как отвечали ваши дети. (Зачитываются ответы детей или показывают видео.)
Уважаемые родители, если ребенку трудно дается самостоятельное воображение, предложите пофантазировать вместе, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра «Оживи предмет».
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
Давайте попробуем проиграть в эту игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? Для чего?
- О чем говорит ваша обувь?
- О чем думает ваша книга?
- В какое растение вы бы превратили свою сумочку? Зачем?
(Ответы родителей.)
А вот как отвечали ваши дети. (Приводятся ответы детей.)
Игра «Измени характер персонажа».
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Ответы родителей.)
Как играть в эту игру дома? Прочитайте ребенку сказку, лучше начинайте со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.
Игра «Разными глазами».
Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота. (Для этой игры можно выбрать три родителя, каждому дать роль для описания какого то предмета.)
Игра «Придумай продолжение».
Прочтите детям начало сказки и попросите их придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится. Эта игра развивает фантазию и воображение ребенка.
Игра «Как мне повезло».
Попробуем вместе проиграть эту замечательную игру. Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
- «Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце».
- «Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей».
- «Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники».
Очень много есть разнообразных замечательных игр для развития фантазии, воображения, связной речи: «Подбери метафору», «Веселые рифмы», их можно продолжать и продолжать. На кануне новогодние праздники, играйте с детьми, воспитывайте интерес к художественному слову. В народе говорят: «Без воображения нет соображения». Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение – это бесценное свойство оригинального, нестандартного мышления.
Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение, фантазию. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Помните, что с помощью игры мы ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, затем – умение воображать, а в последствии – и рационально мыслить.
|