Галина Шаповал. Консультация для родителей 'Игра и умственное развитие'

Консультация для родителей Игра и умственное развитиеЗаботясь об умственном развитии своего ребенка, не пытайтесь брать в качестве образца обучение школьника или взрослого человека. В дошкольном возрасте (особенно его первой половине) главное - не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания, как восприятие, образное мышление, воображение. И добиться этого можно, умело руководя занятиями ребенка – игрой, рисованием, конструированием, лепкой.
Наиболее важна сюжетно – ролевая игра. В ней ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в ней формируется одна из замечательных способностей человеческого ума – способность к оперированию знаками и символами.
Дети играют в « дочки – матери», в шоферов, летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно.
Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему. Уже «войдя в образ». Вот так, например:
- Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, что помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова…
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.
Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Мишу наедине с соседским Петей и через 10-15 минут войдя в комнату, вы скорее всего застанете такую картину: в одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, а в другом Петя стреляет из игрушечного пистолета. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры – задача родителей, и решить ее можно уже известным способом – приняв участие в игре.
-Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который бы мог его перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у нас продавец? Это, наверное, ты. Миша? Товарищ продавец, у вас в магазине есть холодильники7 Покажите нам, пожалуйста…
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно. Чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?», «Покажи как?». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок. А взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки, и главным образом такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход – важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения.
- Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще ?
- Самолетом…
- Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?
Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде – лошадка, ружье и многое, многое другое.
Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве. Этому помогут дидактические, т.е. обучающие игры.
Вот, к примеру, одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета.
Возьмите 6 листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится 6 «книжечек». На лицевой стороне каждой книжечки вырежьте круглое отверстие. Окрасьте эту сторону в один из шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Подготовьте еще 6 листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же 6 цветов. Это вкладыши. Теперь, когда книжечки положить лицевой стороной кверху, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов!
Все книжечки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в норках. Но вот появляется кошка. Нужно мышкам спрятаться так. Чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть все норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку.
Вначале помогайте ребенку сами, называя цвета:
- Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка, где у нас оранжевая дверца?
Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.
Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить названия цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно усвоены, можно вводить седьмой – голубой, а затем показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.
Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме, познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек, из мягкой проволоки.
Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают его в разнообразных играх с планом. Не удивляйтесь: уже трехлетний малыш способен, конечно, вначале при помощи взрослого, выложить на листе бумаги план показанной ему кукольной комнаты, обозначая круглый стол картонным кружком, стул – квадратиком, а диван – прямоугольником. В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в квартире, например, искать в местах отмеченных на плане, спрятанные предметы.
Надеемся, наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных игр для малышей, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.
Для вас, родители!
Как развить интеллектуальные способности малыша.
Некоторые взрослые сомневаются в необходимости специальных занятий по интеллектуальному развитию дошкольников. Они боятся того, что это может привести детей к нервным перегрузкам и вообще лишить их «нормального» детства. Конечно, если занятия с малышами проводятся под жестким давлением, если на них ставятся строго регламентированные задачи, если атмосфера на занятиях напряженная и радости от общения никто не получает, то кроме вреда они ничего не принесут.
Но если встречи с детьми наполнены увлекательным и содержательным общением, польза от них очевидна. В этом случае организованное обучение малышей способствует развитию их памяти, внимания, воображения, активному включению в деятельность, быстрому переключению с одного вида деятельности на другой, эффективному использованию помощи, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения и т.д.
Такое обучение помогает ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Оно способствует «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий воспитателя могут быть заторможены или не работать вообще. Как показывает практика, такое обучение дает возможность проводить коррекцию индивидуальных сложностей в развитии, снимать многие психологические проблемы, легче справляться с трудностями кризисного возраста.
Кроме того, именно тот ребенок, у которого в школьном возрасте нет желания учиться, не развиты способности для легкого и быстрого усвоения материала, который не умеет интересно и радостно общаться со сверстниками, вряд ли может похвастаться счастливым детством. Ему приходится дольше сидеть за обязательными заданиями и меньше читать то, что ему нравится. У него остается меньше времени на занятия спортом, музыкой, на общение с друзьями. У него больше проблем во взаимоотношениях с одноклассниками и с самооценкой.
Раннее, но обязательно радостное, ненасильственное, интересное, методически грамотное развитие помогает лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяет возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.
На что способны трехлетние малыши

Проводить занятия с трехлетними малышами – огромное удовольствие. Они способны подарить нам много по-настоящему счастливых часов.

Конечная цель занятий, разумеется, - не одинаковый, пусть даже очень хороший, результат для всех. Это, к счастью, и недостижимо. Главное – это развитие уникальных индивидуальных способностей каждого ребенка на фоне высокого уровня общего развития.

На групповых занятиях у ребенка появляется возможность услышать другие мнения по многим вопросам, понять, что можно по-разному видеть, чувствовать и оценивать одни и те же события и явления и чему-то научиться у своих товарищей. Ведь аналитику не помешает в жизни развитое чувство юмора, юмористу – хорошая память и логика и т.д.

Если же говорить о средних показателях, которых могут достичь дети к четырехлетнему возрасту, то каждый ребенок может:

- с удовольствием выполнять на одном занятии от 30 до 45 небольших развивающих заданий, легко переключаясь с одного задания на другое;

- запоминать без особого труда до 10 – 12 зрительных образов без сюжета и до 22, если они сюжетно выстроены;

- запоминать на слух до 7 – 8 не связанных между собой слов;

- запоминать стихи из трех четверостиший с трех-пяти повторений;

- обводить сложные фигуры по контуру;

- усваивать правила новых игр в зависимости от степени их сложности с одного или двух раз;

- сочинять простые загадки;

рассказывать придуманные ими по картинкам истории из 7 – 10 грамотно построенных предложений;

- находить общее и особенное в похожих и непохожих предметах и давать развернутое объяснение своим «находкам»;

- повторять новые сложные движения с первого раза.

А самое главное – дети могут чувствовать боль другого человека, деликатно проявлять к нему сочувствие и радоваться не только собственным успехам и открытиям, но и успехам и открытиям своих друзей.

Вы можете провести с ребенком такие игры, как:

«В разноцветном царстве»

На конях мы попадаем в Разноцветное царство. Раскрывая разноцветные карточки, мы вместе с детьми называем цвета (красный, оранжевый, желтый, синий, коричневый, зеленый).

Затем просим детей предположить, кто может жить в каждом домике (например, в желтом – солнышко, цыплята, одуванчики; в синем – ручеек, незабудка и т.д.).

«В сказочном царстве»

Это задание нацелено прежде всего на развитие зрительной памяти. Рассказывая нехитрые истории, мы раскладываем на столе карточки одну за другой. Желательно, чтобы то, что изображено на рисунках, называли сами дети. Когда рассказ заканчивается, мы переворачиваем карточки и просим детей по очереди вспомнить и назвать то, что на них было изображено.

Материал для первого занятия

Стояло на полянке дерево. А под деревом рос гриб – боровик. Грустно ему было одному. Вот однажды небо нахмурилось, на нем появились большие тучи и пошел сильный-сильный дождь. Про такой дождь люди говорят: «Льет как из ведра». Подбежал к грибу – боровику муравей, спрятался от дождика под шляпкой. Прилетела божья коровка, тоже спряталась под грибком и стала промокшие крылышки сушить. Кончился дождик, выглянуло солнышко. «Спасибо тебе, - сказала божья коровка, - ты меня как зонтик от дождя укрыл». «А еще ты похож напарашют, с которым люди с самолета прыгают. Такой же большой и красивый», - добавил муравей. Радостно стало грибу от того, что он такой красивый и полезный. А потом прискакала белка и унесла гриб – боровик в свое дупло. Там ему с другими грибами веселее будет!

Карточки:

Дерево, гриб, туча, ведро, муравей, божья коровка, зонт, парашют, белка, дупло.

Материал для второго занятия

Жил-был цыпленок. И у него было много друзей. Однажды цыпленок пригласил своих друзей на день рождения. Все они очень обрадовались этому приглашению и стали думать, что бы такое ему подарить. Пчелка решила, что нужно подарить цыпленку душистый сладкий мед. Ведь все малыши любят сладкое.Щенок захотел сделать цыпленку подарок из одуванчиков потому что цыпленок был таким же желтым и пушистым, как одуванчик. Котенок предложил подарить цыпленку подсолнух, потому что цыпленок очень любил клевать зернышки и греться на солнышке. А ведь подсолнух так похож на солнышко! Они подумали и решили, что подарят цыпленку и мед, и одуванчики, и подсолнух. А еще они взяли с собой маленькую скрипочку и спели цыпленку веселую песенку. Цыпленок был очень рад своим друзьям. Он поблагодарил гостей за прекрасные подарки и угостил их вкусным тортом и чаем с лимоном.

Карточки:

Цыпленок, пчела, щенок, одуванчик, котенок, подсолнух, солнце, скрипка, торт, лимон.

Загадки

Сначала мы предлагаем детям разгадать несколько загадок о животных, а затем вместе определяем в разгадке, домашнее животное или дикое.

1) Хвост крючком, рыльце пятачком, в два ряда пуговицы.( Поросенок)

2) Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. (Кошка)

3) Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

4) Под кустом, под елками лежит клубок с иголками. (Еж)

5) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)

6) Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)

После того как загадки будут разгаданы, на столе раскладывают несколько перевернутых картинок с изображениями диких и домашних животных (кошки, собаки, козы, коровы, слона, тигра, волка, лисы, медведя и т.д.). При этом детям сообщают, что все мы скоро научимся сами придумывать очень интересные и трудные загадки.

Первыми загадываем загадку мы сами. Берем одну карточку, осторожно, чтобы никто ее не увидел, смотрим, кто на ней нарисован, а затем сообщаем:

- У меня есть домашнее (или дикое) животное. Оно умеет ловить мышей и любит молоко (оно большое, ест траву, и у него есть хобот и т.п.). Отгадайте, пожалуйста: кто это?

Дети пытаются угадать, используя незаконченный вопрос: «Может быть, это?..». Затем каждый по очереди берет свою карточку и пробует составить по ней загадку.

Часто дети, взяв карточку, говорят: «У меня есть домашнее животное. Это - кошка». Тогда мы весело показываем им, как нужно загадать загадку в следующий раз, чтобы у нас была возможность ее разгадать. Дети постепенно запоминают правильные образцы и уже через несколько занятий справляются с составлением таких загадок самостоятельно.

Какая буква живет в домике?

В этой игре лучше всего использовать картинки с изображениями растений, животных, предметов и т.д., названия которых начинаются н6а одну и ту же букву. Картинки раскладывают как окошки в нарисованном на листе бумаги домике. В крыше домика находится одно окошко, которое картинкой не закрывает – туда мы и помещаем букву, с которой начинаются названия всех обитателей дома.

Для первого занятия:

жители домика «А» - арбуз, ананас, Айболит, аист, акула, астра;

жители домика «М» - мышка, медведь, мороженое, маска мак машина;

жители домика «П» - пирог, перо, петух, пила, пантера, павлин;

жители домика «Т» - тюльпан, тигр, торт, треугольник, топор, телевизор;

жители домика «Л» - лиса, лимон, ласточка, лист, ландыш, луна.

Для второго занятия:

жители домика «О» - орех, оса, ослик, обезьяна, ольха, орхидея;

жители домика «М» - мышка, медведь, мороженое, маска, мак, машина;

жители домика «П» - пирог, перо, петух, пила, пантера, павлин;

жители домика «Т» - тюльпан, тигр, торт, треугольник, топор, телевизор;

жители домика «Л» - лиса, лимон, ласточка, лист, ландыш, луна.

Найди лишнее

Дети отыскивают лишнюю картинку из четырех и объясняют, почему она является лишней.

Для первого занятия:

корова, коза, кот, лиса;

тюльпан, береза, роза, ромашка;

смородина, малина, апельсин, крыжовник;

воробей, соловей, собака, ворона.

Для второго занятия:

лиса, волк, кот, заяц;

береза, роза, ель, пальма;

апельсин, банан, яблоко, крыжовник;

воробей, кот, корова, коза.

Ознакомиться с другими играми Вы можете, обратившись к книге: Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей. – М.: АРКТИ, 2004.

Просмотров: 422
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Редактор. Что подарить ребенку на День рождения?
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь