Математика для малышей, что это? С помощью занятий математикой, младшая группа детского сада дает детям знания о разделении предметов на группы по признакам, таких как цвет, форма, размер. Малыши, впервые сталкиваясь с понятием «один и много», объединяют в группы однородные предметы и пробуют выделять один названный предмет из общей группы, находят в окружении один или несколько одинаковых предметов, пробуют считать предметы до пяти. А так же сравнивать предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь.
Математикой можно заниматься с ребёнком везде дома, в детском саду и даже на прогулке.
Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом.
Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры.
Проводятся такие занятия в младшем возрасте обычно утром.
Вот пример одной из дидактических игр, которые можно проводить в детском саду и дома. Эта игра дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много», называется «Найди игрушку». Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу, и т. д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно, чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка. Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания.
Так же во время прогулки можно играть, в самое простое, что можно придумать, это считать определённые встречные предметы. На занятиях нужно часто повторять такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две черные машины и две белые. Всего - четыре ». Так постепенно освоим и состав числа. Предложите малышу на прогулке отыскивать «все чего по два». Это непросто, но интересно.
Таким образом занятия математики развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.
|