Степанишина Ирина Павловна воспитатель ГБДОУ детский сад№80 Красносельского р-на Санкт-Петербург
Проблема инклюзивного образования на настоящий момент имеет особую актуальность. Это связано с тем, что нормативные документы, с одной стороны, его регламентируют в образовательных учреждениях, начиная от дошкольной ступени, заканчивая высшим образованием. С другой стороны, очень мало практических рекомендаций по внедрению такой формы образования в существующие учреждения без нарушения хода образовательного процесса и внутреннего распорядка работы.
Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзивное (включенное) образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но, в то же время, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Инклюзия означает раскрытие каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его особенностям.
Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ребёнку и педагогам для достижения успеха.
Инклюзивное образование:
- признают, что все дети могут самореализовываться
- работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей
- являются частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества
- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
У этой формы образования много преимуществ:
- уверенность ребенка в себе
- общение со сверстниками
- воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности
- адаптация и интеграция в общество
- полноценное образование
- понимание обществом проблем инвалидов.
Следует отметить, что данные особенности свойственны инклюзивному, а не интегративному образованию. Принципиальное отличие этих терминов заключается в том, что при интегративном образовании ребенок с особыми образовательными потребностями вынужден адаптироваться к требованиям обычного сада. При инклюзивном образовании система сама адаптируется к потребностям ребенка таким образом, чтобы отвечать нуждам и потребностям всех детей без исключения. Здесь принципиально отказываются от терминов «инвалид», «инвалидность».
У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, по сути, должны быть положены в основу любого обучения.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В нашем детском саду, как и в другом подобном учреждении, при введении инклюзивных форм образования детей возникнет ряд проблем:
- недостаток методической литературы для организации полноценного образовательного процесса для всех воспитанников
- ограниченное количество кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с обучающимися и родителями
- необходимость расширять штатное расписание с целью увеличения количества узких специалистов
- неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы.
Таким образом, инклюзивное образование в России стоит только в начале развития, что потребует от педагогической общественности терпения и стремления к самообразованию.
Литература.
- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании Под ред. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н. – М.: Мозайка-Синтез, 2011.
- Тимошина Е. И., Сергеева Д. В. «К вопросу о необходимости инклюзивного образования в практике современного ДОУ» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3221–3225. – URL: http: //e-koncept. ru/2013/53650. htm.
|