Скрипачева Наталья Викторовна Воспитатель МБДОУ № 96 г. Красноярск
Ни для кого не секрет, что в современном мире образование является основополагающим звеном в определении социального статуса личности, в его поддержании на должном уровне; в более глобальном масштабе образование играет основополагающую роль в поддержании порядка и стабильности в обществе, осуществлении социального контроля. Несомненно, роль образования нельзя переоценить. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, и, как следствие, состояние экономики в целом.
Одна из развитых стран мира модернизировав в свое время именно систему образования, смогла добиться серьезного прорыва в экономической сфере. Речь идет о стране Восходящего Солнца. Именно в Японии образование вывели на такой уровень, что оно начало приносить невиданные ранее плоды в виде высококвалифицированных работников.
Сегодня качественное образование выгодно не только для отдельно взятого индивида, но и для общества в целом. Ведь обеспечение страны высококвалифицированными единицами влечет за собой рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.
Сейчас в системе образования происходят серьезные изменения, в своем роде перелом. Коснулся он, в частности, дошкольного образования, которое подняли практически с колен и выводят сейчас на должный уровень, делая не последнюю ставку на инклюзивное образование.
Для более полного осмысления вопроса образования детей с проблемами в развитии предлагаю обратиться к философии и немного к истории. Итак, что нам говорят источники? Для того, чтобы освещение инклюзивного образования и его аспектов не выглядело одномерным, необходима опора на философское понимание ценности инклюзивного образования. В философии есть своеобразное учение о природе ценностей – аксиология. За этим понятием закрепляется определенный смысл: «ценность» есть значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Думаю, все согласятся с тем фактом, что на разных этапах развития человеческого общества существуют ряд ценностей, которые не подвержены изменению, и остаются всегда неизменными. Я говорю о таких ценностях, как жизнь, здоровье, образование, любовь, красота, мир, труд, свобода, творчество… Поэтому нельзя не согласиться с утверждением о том, что ценностный (или аксиологический) подход есть органичное начало инклюзии. По утверждению В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой, в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться принимать не только общее, что объединяет человечество, но и иное, отличное, что характеризует каждого отдельного человека.
С ноткой философии в интересующем нас вопросе, кажется, разобрались. Обратимся немного к истории. Можно бесконечно долго перечислять разные исторические факты принятия или не принятия на разных этапах истории людей с нарушениями психофизического развития… Мне хочется остановиться на главном аспекте, проходящем красной нитью сквозь многие учения – что бы не диктовало нам современное на разных исторических этапах общество – есть неоспоримая человеческая ценность, известная нам с древних времен – это ценность свободы, равных прав, признания человеческого достоинства. Не нужно быть великим философом, чтобы понять, что эти ценности дают нам право на свободу. В отношении инклюзии это, прежде всего, право выбирать формы и способы обучения, его деятельность, вариативность адаптированных образовательных программ. И я полностью согласна с утверждением о том, что это право должно существовать как «вторая природа» и в таком качестве, наряду со всеми другими, направлять свободу человека. Тем более что в любую историческую эпоху образование играет особую роль для человеческого общества, неизменно выступая ценностью.
Заинтересовавшись однажды проблемой инклюзивного образования, читая литературу, изучая научные труды, мне все чаще и чаще приходилось задаваться вопросом о том, что же именно является основой образования детей с проблемами в развитии в современном мире. Ведь не понимая основ, сложно развиваться в интересующем направлении.
Макеева И.А. в своей работе выделяет толерантность как ценностную основу инклюзивного образования. И ведь действительно, что может быть важнее в этом вопросе, нежели толерантность.
Обратившись к декларации принципов толерантности мы увидим, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.
Попытаемся расширить свои представления в этом направлении и обратимся к Конвенции о правах ребенка. Что мы видим? Одним из ключевых принципов защиты прав детей является принцип недискриминации, закрепленный в Конвенции о правах ребенка (1989). Теперь обратимся к конвенции о правах инвалидов (2006). Здесь закреплены, по существу, принципы социальной инклюзии — недискриминации, уважения особенностей инвалидов и принятия их в качестве компонента людского многообразия, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения людей с особенностями развития в общество.
Теперь вернемся немного к источникам. Они нам трактуют, что в международном праве «инвалид рассматривается как человек, обладающий особой индивидуальностью, который ориентирован на активную социализацию и интеграцию в общество, и задача государства заключается в устранении барьеров, препятствующих социальному развитию инвалидов наравне с другими людьми во всех сферах жизнедеятельности». Такая трактовка инвалидности обусловливает априори создание условий в обществе для принятия особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья и включения их во все сферы жизнедеятельности наравне с другими людьми. Инклюзивная модель обучения затрагивает интересы всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательной организации должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Таким образом, в образовательной организации должно быть создано толерантное пространство, под которым понимается единство всех субъектов учебного и воспитательного процесса, формы организации их отношений, построенных на принципах «педагогики толерантности» и являющихся ведущим компонентом педагогической этики и основой гуманистического воспитания.
Стоит отметить, что быть толерантным в педагогической среде означает не только победить свою неприязнь к «другому», но и быть чутким и внимательным, доброжелательным по отношению ко всем окружающим.
Чем же чревато не соблюдение такой важной ценности, как толерантность в рассматриваемом нами вопросе? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к такому понятию, как эксклюзия. Под эксклюзией подразумевается постепенный процесс накопления ущерба, ведущий от полной интеграции через пограничное состояние надлома к полной изоляции индивида или группы от общества. Как вы думаете, к кому в первую очередь это может относиться? Ответ прост – к детям с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети являются одной из социальных групп, находящейся в ситуации высокого риска социальной эксклюзии. Вот круг и замкнулся, все встало на свои места.
Подводя своеобразный итог, можно сказать, что инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы в России. Сейчас, при внедрении ФГОС в систему дошкольного образования, инклюзия в детских садах становится более доступной и реальной. Фронтальные формы обучения уходят в небытие, а на смену им приходят интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.
Конечно, как ни грустно об этом говорить, на данном этапе существуют некоторые несовершенства в системе инклюзивного образования. В первую очередь – это психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Имеют место быть некоторые трудности решения проблемы работы с детьми с ОВЗ. Это и профессиональная некомпетентность специалистов образовательных учреждений; и недостаточное понимание в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества. Исходя из этого, необходима разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение в общеобразовательных учреждениях, и родителей имеющих детей с ОВЗ.
Литература
- Барзаева М. А., Абдулазизова Э. А. Актуальные проблемы развития современного образования в России // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 463-465.
- Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. [Тексты] / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. Москва: МГУ. С. 161-165.
- Каган М. С. Философская теория ценности. СПб, 1997. 146 с.
- Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. 2003. 192 с.
- Астоянц М.С. Политический дискурс о сиротстве в советский и постсоветский период: социальная интеграция или социальное исключение? // Журнал исследований социальной политики. 2006. № 4. С. 475-500.
- Официальный сайт ООН (рус.): [Электронный ресурс].
- Кротова Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: дисс…канд. пед. наук – М., 2005 – 179с.
- Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.
|