Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников  с ограниченными возможностями здоровьяСоздание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья.
Основные понятия.  Абилитация (от лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья или другим морально подорванным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.  Адаптивная образовательная среда – социально – педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальным особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения.

Скачать конспект

1. Сбалансированное питание.   В это понятие включают: гигиену питания, умеренность в питании, рациональность в питании, режим питания и разнообразие.  Несбалансированность питания может отрицательно сказаться на состоянии здоровья и дееспособности детей как в данном возрастном периоде,  так и в зрелом возрасте при выполнении различных социально-значимых функций. 
Сбалансированное питание.
2. Физическая культура.  Физическая культура – фактор социального здоровья лиц с ограниченными возможностями.  Занятия физической культурой предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей.  В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.
Физическая культура.
Зарядка.
Мелкая моторика.
Прогулки.
Тематические экскурсии.
3. Лечебные массажи. Медицинская реабилитация.  Медицинская реабилитация направлена на восстановление нарушенных функций организма, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе, ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п. 
Лечебные массажи.
4. Организация учебного процесса.   Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноценного  участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Организация учебного процесса.
Организация учебного процесса.
5. Социально-полезный труд.   Социально-полезный труд - это средство формирования личности каждого человека, а его отношение к труду – важная социальная черта.  Социально-полезный труд формирует все материальные, культурные и духовные ценности воспитанника.  
Социально-полезный труд.
6. Семья в жизни ребенка.   Семья обязательно должна принимать участие в жизнедеятельности воспитанника (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной).   Как правило, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка, приводит к развитию у воспитанников социальной недостаточности, которая представляет собой ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.
Семья в жизни ребенка.
7. Дополнительное образование.  Дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей.    Дети с ограниченными возможностями здоровья не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Основным предназначением дополнительного образования является раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие творческих способностей, профилактика противоправных действий, решение проблемы занятости детей.
Дополнительные кружки, секции.
8. Хобби.   Хобби – вид человеческой деятельности, некое занятие, увлечение, которым регулярно занимаются на досуге,  для души.  Хобби является хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того, занятия хобби зачастую помогают  развить кругозор.  Основная цель хобби — помочь самореализоваться.   Хобби со временем может вырасти в основную деятельность, которая приносит деньги.
Хобби.
Хобби. Конструирование.
9. Эмоциональный климат.   Педагогика должна помочь ребенку быть морально здоровым.   Каждый учитель должен принимать во внимание, что чувства и установки воспитанников играют в процессе обучения важную роль. Нужно постоянно тщательно следить за эмоциональным климатом при общении. Это означает возможность открытой коммуникации, которая позволяет всем участникам говорить о том, что происходит с ними. Важно создать атмосферу поддержки, взаимного уважения и признания. 
Эмоциональный климат.
10. Введение современных эффективных технологий.  В мире высоких технологий нельзя не вспомнить об их участии в воспитании ребенка.  С помощью эффективных технологий ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии (это различные логопедические задачи на компьютере, задачи на логику и т. д.)
Введение современных эффективных технологий.
11. Инклюзия.  Инклюзия – введение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников с нормальным развитием.   В настоящее время опробуются несколько вариантов инклюзивного образования детей-инвалидов: 1) полная инклюзия; 2) совмещение классно-урочной и индивидуальной формы обучения на дому; 3) совмещение классно-урочной, индивидуальной формы обучения на дому и дистанционного образования.    Очень важно не зацикливаться, не тормозить и без того запоздалое развитие, чтобы ребенок мог устанавливать межличностные отношения в обществе.
Инклюзия.
12. Игротерапия.  Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряженность, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.  
Игротерапия.
13. Арттерапия.  К арттерапии относятся - изобразительное искусство, лепка, куклосказкотерапия, музыкотерапия и любой другой ручной труд.   В учебном заведении обязательно должны определены уголки для развития творческого воображения.  Изобразительное искусство (рисование, лепка) - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды.
Изобразительное искусство.
Музыкотерапия.  Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, речевых расстройств, психосоматических заболеваний, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия.
Куклосказкотерапия.   Куклосказкотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе с заиканием, а также с детьми, имеющими психологическую травму.
Куклосказкотерапия.

Ручной труд.
14. Культура поведения.  Культура поведения должна быть во всем:  в воспитании, в отношении к воспитаннику,  в постоянной беседе на тему культуры  поведения в обществе, за столом и т. д..
Культура поведения.
Заключение.  Школа, как открытая социально-педагогическая система, реализующая социально значимые функции и цели образования и воспитания согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о развитии личности в процессе освоения индивидом ценностей культуры, обладает социокультурным потенциалом, позволяющим не просто реструктуризировать образовательный процесс, а мягко включить в него новые дополнительные составляющие,  чтобы обеспечить образовательные потребности и возможности каждого ребенка.
Спасибо за внимание!

Просмотров: 934
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Полева Дарья Константиновна. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Искра Виктория Васильевна. Статья 'Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья'
  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Прокофьева Лия Вячеславовна. ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
  • Зубова Валентина Сергеевна. Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Виктория Васильевна Искра. Статья на тему: «Эффективные формы работы с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья».
  • Петина Светлана Владимировна. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Шевлякова Елена Иосифовна. Полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Бархаткина Ирина Валерьевна. Методическая разработка в области естественных наук для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наука вокруг нас»
  • Куркова Наталья Игоревна. «Компьютерные игры на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
  • Мартынова Анна Михайловна. Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Ланчева Наталья Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Зеленая аптека»
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь