Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Т.В. Кувшинова, Т.В. Забеленкова,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3» г. Смоленска

Согласно современным нормативным документам, дошкольное образование является не только самостоятельной отраслью, занимающейся социализацией и развитием личности детей, но и отраслью, обеспечивающей доступность и эффективность интегрированного и инклюзивного образования. С целью обогащения и систематизации экологическихпредставлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в нашей дошкольной образовательной организации была создана экологическая тропа.

 

Скачать конспект

Важно отметить, что выдающиеся деятели прошлого, на работы которых мы опираемся в планировании и методической проработке своей деятельности, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Так, например, А.И. Герцен писал: «Нам кажется, почти невозможным без естествоведения воспитать… мощное, умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает ум к твердому положительному шагу…к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы…» []. Выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци считал природу источником, благодаря которому «ум поднимается от чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разных природных явлений идет в единстве с овладением с овладением искусством речи[]. По мнению К.Д. Ушинского предметы природы «начинают занимать детский ум, прежде всего». Он считал логику природы самодоступной, наглядной и полезной для ребенка[3].

Задачи создания экологической тропы как комплексного дидактического инструментария, таковы.

  1. Уточнение и углубление знаний детей о растениях, животных, природных явлениях, о состоянии окружающей среды.
  2. Формирование представлений о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
  3. Развитие психических процессов, познавательного интереса, мелкой моторики.
  4. Воспитание бережного и ответственного отношения к миру природы[5].

Укажем, что нашу группу посещают дети с двигательными, речевыми и психическими нарушениями в развитии, которых отличает:

  • низкая работоспособность
  • низкий уровень познавательного интереса
  • быстрая утомляемость
  • повышенный уровень тревожности

-выраженное недоразвитие всех сторон речи.

У многих воспитанников недостаточно развиты функциональные возможности кистей рук, нарушена координация движения, что создает трудности при формировании экологических начал. Более того, наши дети лишены возможности свободно передвигаться и практически нигде не бывают, поэтому мы стараемся раскрыть перед ними мир природы различными средствами.

Поэтому мы создали экологическую тропинку внутри группы, целью которой является обогащение и систематизация экологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья. Экологическая тропа — одна из современных форм воспитания и образования детей, работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты[4]. Данное средство позволяет воспитывать ребенка через общение с природой, формировать систему экологических знаний и представлений, высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, позволяет участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, развивать эстетические чувства[6]. Все это способствует закреплению и обогащению речевой сферы, развитию психических процессов, что весьма актуально для детей различных нозологий, посещающих наш детский сад.

Согласно актуальным социоигровым технологиям «хозяином» экологической тропы является лесовичок, который предлагает детям различные задания: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать где находится какой-то объект и исследовать его, придумать конец сказке, нарисовать животное и т.д. Перед обследованием объекта проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения[1]. Предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку и т.д. ( «Лесная полянка», «Палатка»). При организации работы на экологической тропе используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, опыты, конкурсы, викторины, экологические акции, выставки, игры и другие[2].

Заметим, что одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с семьями. С этой целью мы привлекаем родителей к различными видам совместной деятельности с детьми: изготовлению поделок из природного материала, подбору материала для детских коллекций и экологического кабинета. Пропаганда экологических знаний – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами[1; 2 и др. ].

Остановимся далее на подсистемной характеристике описываемого дидактического средства.

Наша экологическая тропа включает следующие материальные объекты, состоящие из выполненных в безопасных, доступных, привлекательных для детей с ОВЗ техниках художественных дидактических средств.

  1. «Музей леса». Дети знакомятся с коллекциями плодов, семян растений, полезными ископаемыми. На основе динамической модели леса, формируется представление о биоценозе леса – как едином природном организме, функционирующим по своим строгим законам.
  2. Музей воды». Собран большой материал по подводному миру морей и океанов. Книги, иллюстрации, коллекция фигурок животных, игры, оформлена выставка картин морских пейзажей. Проводятся знакомства с различными водоемами, их обитателями, правилами поведения на воде, биоценозом водоема.
  3. «Аквариум». Дети наблюдают за рыбками, улитками, слушают рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.
  4. «Материки». Происходит знакомство с материками, их растительным и животным миром, природными зонами.
  5. «Опытно-экспериментальная лаборатория». Дети рассматривают материал для экспериментирования, знакомятся со специальным оборудованием, проводят опыты, наблюдения, пытаются раскрыть секреты живой и неживой природы. Ведь когда ребенок видит, слышит и делает все сам, знания усваиваются прочно и надолго.
  6. «Планетарий». Знакомятся с Солнечной системой, планетами, созвездиями, небесными телами, телескопом.
  7. Библиотека «В гостях у Филина». Содержит разнообразные энциклопедии для детей, художественную литературу, красочные книги, иллюстрации о природе, занимательный материал по экологии: ребусы, кроссворды и др.
  8. «Зимний сад». Знакомятся с многообразием комнатных растений, их характерными особенностями, правилами ухода за ними, способами размножения.
  9. «Мини-огород на окне». Знакомятся с разными культурами, с условиями необходимыми для роста растений. Наблюдают за происходящими с ними изменениями.
  10. Мастерская природы «Умейка». Имеются оригинальные композиции из разнообразного природного материала. Дети знакомятся со способами обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания.
  11. «Растения, которые нас лечат». Расширяются и закрепляются знания детей о лекарственных растениях, о том как их собирать, засушивать, использовать для здорового образа жизни.
  12. «Коллекции детей». Данная зона содержит такие интересные подсистемы, как «Камни», «Насекомые», «Птицы», «Цветы», «Дикие животные», «Перья», «Бабочки».
  13. «Экологические игры». Это игры «Лес и его значение для жизни человека», «Цепочки в лесу», «Лесные этажи», «Лесные домишки», «Вода в жизни человека» и другие, а также комплексные пособия типа «Загадки лесной опушки» и т.п.

В результате систематического использования указанного дидактического инструментария, основанного на игровых, практических и пропедевтико-метапредметных приемах подачи материала, повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, они стали наблюдательнее, эмоциональнее, научились сопереживать. Стали бережнее относится к живым существам, отмечается улучшение их психического здоровья, более яркой и насыщенной стала их повседневная жизнь.

Накопленный нами опыт экологического сопровождения развития личности детей с ОВЗ допускает перенос и демонстрацию, что детерминирует поиск и привлечение социальных и сетевых партнеров по образовательной деятельности в контексте требований стандарта дошкольного уровня.

Литература

  1. Виривода В.С. Экологическое воспитание дошкольников. – Мозырь: OOO ИД «Белый ветер», 2009.
  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2004.
  3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения – Т.2. – М., 1990. – С. 436-437.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: Просвещение, 2009.
  5. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог». – Москва: Мозаика-синтез, 2012.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Прохоровой Л.Н. – М., 2008.
Просмотров: 774
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Коломыльцева Галина Витальевна. Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений «Что мы знаем о воде» (средняя группа)
  • Беспалова Наталья Петровна. Создание и использование дидактического материала «Экологические паспорта растений» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Ланчева Наталья Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Зеленая аптека»
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Анисимова Гальфия Зямаловна. Досуг для детей с родителями. Викторина по экологии для детей подготовительной группы компенсирующего вида «Знатоки природы»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Котова Юлия. Уголок природы как средство укрепления духовного здоровья дошкольников.
  • Зубова Валентина Сергеевна. Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь