Т.В. Кувшинова, Т.В. Забеленкова,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3» г. Смоленска
Согласно современным нормативным документам, дошкольное образование является не только самостоятельной отраслью, занимающейся социализацией и развитием личности детей, но и отраслью, обеспечивающей доступность и эффективность интегрированного и инклюзивного образования. С целью обогащения и систематизации экологическихпредставлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в нашей дошкольной образовательной организации была создана экологическая тропа.
Скачать конспект
Важно отметить, что выдающиеся деятели прошлого, на работы которых мы опираемся в планировании и методической проработке своей деятельности, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Так, например, А.И. Герцен писал: «Нам кажется, почти невозможным без естествоведения воспитать… мощное, умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает ум к твердому положительному шагу…к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы…» []. Выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци считал природу источником, благодаря которому «ум поднимается от чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разных природных явлений идет в единстве с овладением с овладением искусством речи[]. По мнению К.Д. Ушинского предметы природы «начинают занимать детский ум, прежде всего». Он считал логику природы самодоступной, наглядной и полезной для ребенка[3].
Задачи создания экологической тропы как комплексного дидактического инструментария, таковы.
- Уточнение и углубление знаний детей о растениях, животных, природных явлениях, о состоянии окружающей среды.
- Формирование представлений о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
- Развитие психических процессов, познавательного интереса, мелкой моторики.
- Воспитание бережного и ответственного отношения к миру природы[5].
Укажем, что нашу группу посещают дети с двигательными, речевыми и психическими нарушениями в развитии, которых отличает:
- низкая работоспособность
- низкий уровень познавательного интереса
- быстрая утомляемость
- повышенный уровень тревожности
-выраженное недоразвитие всех сторон речи.
У многих воспитанников недостаточно развиты функциональные возможности кистей рук, нарушена координация движения, что создает трудности при формировании экологических начал. Более того, наши дети лишены возможности свободно передвигаться и практически нигде не бывают, поэтому мы стараемся раскрыть перед ними мир природы различными средствами.
Поэтому мы создали экологическую тропинку внутри группы, целью которой является обогащение и систематизация экологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья. Экологическая тропа — одна из современных форм воспитания и образования детей, работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты[4]. Данное средство позволяет воспитывать ребенка через общение с природой, формировать систему экологических знаний и представлений, высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, позволяет участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, развивать эстетические чувства[6]. Все это способствует закреплению и обогащению речевой сферы, развитию психических процессов, что весьма актуально для детей различных нозологий, посещающих наш детский сад.
Согласно актуальным социоигровым технологиям «хозяином» экологической тропы является лесовичок, который предлагает детям различные задания: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать где находится какой-то объект и исследовать его, придумать конец сказке, нарисовать животное и т.д. Перед обследованием объекта проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения[1]. Предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку и т.д. ( «Лесная полянка», «Палатка»). При организации работы на экологической тропе используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, опыты, конкурсы, викторины, экологические акции, выставки, игры и другие[2].
Заметим, что одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с семьями. С этой целью мы привлекаем родителей к различными видам совместной деятельности с детьми: изготовлению поделок из природного материала, подбору материала для детских коллекций и экологического кабинета. Пропаганда экологических знаний – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами[1; 2 и др. ].
Остановимся далее на подсистемной характеристике описываемого дидактического средства.
Наша экологическая тропа включает следующие материальные объекты, состоящие из выполненных в безопасных, доступных, привлекательных для детей с ОВЗ техниках художественных дидактических средств.
- «Музей леса». Дети знакомятся с коллекциями плодов, семян растений, полезными ископаемыми. На основе динамической модели леса, формируется представление о биоценозе леса – как едином природном организме, функционирующим по своим строгим законам.
- Музей воды». Собран большой материал по подводному миру морей и океанов. Книги, иллюстрации, коллекция фигурок животных, игры, оформлена выставка картин морских пейзажей. Проводятся знакомства с различными водоемами, их обитателями, правилами поведения на воде, биоценозом водоема.
- «Аквариум». Дети наблюдают за рыбками, улитками, слушают рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.
- «Материки». Происходит знакомство с материками, их растительным и животным миром, природными зонами.
- «Опытно-экспериментальная лаборатория». Дети рассматривают материал для экспериментирования, знакомятся со специальным оборудованием, проводят опыты, наблюдения, пытаются раскрыть секреты живой и неживой природы. Ведь когда ребенок видит, слышит и делает все сам, знания усваиваются прочно и надолго.
- «Планетарий». Знакомятся с Солнечной системой, планетами, созвездиями, небесными телами, телескопом.
- Библиотека «В гостях у Филина». Содержит разнообразные энциклопедии для детей, художественную литературу, красочные книги, иллюстрации о природе, занимательный материал по экологии: ребусы, кроссворды и др.
- «Зимний сад». Знакомятся с многообразием комнатных растений, их характерными особенностями, правилами ухода за ними, способами размножения.
- «Мини-огород на окне». Знакомятся с разными культурами, с условиями необходимыми для роста растений. Наблюдают за происходящими с ними изменениями.
- Мастерская природы «Умейка». Имеются оригинальные композиции из разнообразного природного материала. Дети знакомятся со способами обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания.
- «Растения, которые нас лечат». Расширяются и закрепляются знания детей о лекарственных растениях, о том как их собирать, засушивать, использовать для здорового образа жизни.
- «Коллекции детей». Данная зона содержит такие интересные подсистемы, как «Камни», «Насекомые», «Птицы», «Цветы», «Дикие животные», «Перья», «Бабочки».
- «Экологические игры». Это игры «Лес и его значение для жизни человека», «Цепочки в лесу», «Лесные этажи», «Лесные домишки», «Вода в жизни человека» и другие, а также комплексные пособия типа «Загадки лесной опушки» и т.п.
В результате систематического использования указанного дидактического инструментария, основанного на игровых, практических и пропедевтико-метапредметных приемах подачи материала, повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, они стали наблюдательнее, эмоциональнее, научились сопереживать. Стали бережнее относится к живым существам, отмечается улучшение их психического здоровья, более яркой и насыщенной стала их повседневная жизнь.
Накопленный нами опыт экологического сопровождения развития личности детей с ОВЗ допускает перенос и демонстрацию, что детерминирует поиск и привлечение социальных и сетевых партнеров по образовательной деятельности в контексте требований стандарта дошкольного уровня.
Литература
- Виривода В.С. Экологическое воспитание дошкольников. – Мозырь: OOO ИД «Белый ветер», 2009.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2004.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения – Т.2. – М., 1990. – С. 436-437.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – Москва: Просвещение, 2009.
- Николаева С.Н. Программа «Юный эколог». – Москва: Мозаика-синтез, 2012.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Прохоровой Л.Н. – М., 2008.
|