МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ
Старший воспитатель Фатхуллина Нафиса Нафисовна
Пояснительная записка:
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
Актуальность:
Скачать программу
Мечтой каждой семьи является иметь здорового ребенка. Все родители желают, чтобы их дети были крепкими, красивыми, умными и в будущем занимали достойное место в обществе. Но в современном обществе увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети – инвалиды, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории относятся дети с детским церебральным параличом, а также дети со сложными дефектами, комплексными нарушениями: двигательные, речевые, зрительные, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. И целью нашего воспитания и обучения таких детей является: формирование позитивного образа – Я, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях и жить в социуме.
Дети со сложными дефектами, в основном, обездвижены. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с ДЦП и ДСД наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех. Вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит пальчиковым играм, так как их тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. У ребенка с отклонениями в развитии речи в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья, но очень живые, любознательные, внимательные к сверстникам. С удовольствием слушают сказки, по возможности отвечают на вопросы. Поэтому, я объединила любимые детьми сказки и гимнастику для пальчиков.
Программа разработана по следующим принципам:
- Принцип взаимосвязи обучения и развития, который носит развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному, и интеллектуальному развитию детей.
- Принцип интеграции, основанный на изучении разных видов сказок и разнообразных видов пальчиковой гимнастики.
- Принцип индивидуального подхода, который основан на личностно ориентированном взаимодействии.
Важным моментом в процессе организации развивающих кружковых занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов позволяет решить проблемные ситуации на всех занятиях, которые стали осмысленными, в то же время интересными и увлекательными.
Цель программы кружковой работы: развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воспитание личности ребенка положительными сказочными героями.
Программа предполагает решение следующих задач:
Развитие моторных способностей через овладение пальчиковыми играми, влияющими на психофизические функции ребенка.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, уверенности в работе мелкой моторики рук.
Выработать необходимые практические умения и навыки:
- Приобщить ребенка к изобразительному искусству: к картинкам, сказкам, стихам.
- Выработать необходимые практические умения и навыки
- Реализовать творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, умение занять себя в свободное время.
Характерными особенностями кружковых занятий являются:
- Направленность не на занятие, а на развитие ребенка, не сообщение ему суммы знаний, а приобретение практических умений.
- Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы.
- Данная работа проводятся в игровой форме, интегрированной форме таких областей, как художественная, чтение художественной литературы, коммуникация, труд, безопасность, социализация.
Содержание кружковой работы выстроено в определенной последовательности:
Рассчитано на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура кружкового занятия включает в себя следующие элементы:
- Приветствие – создание положительного микроклимата.
- Пальчиковую игру на развитие мелкой мускулатуры рук, памяти, внимания.
- Работа с наглядными материалами, пособиями.
- Знакомство с различными сказками, стихами, различными картинками по тематике.
Работа с книжками — раскрасками требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами, правильно держать карандаш, покрасить, не выходя за контур рисунка.
Программа предусмотрена для детей 3-7 лет.
Продолжительность работы: 10- 15 минут, проводится одно мероприятие в неделю – во вторник, всего за год — 36 различных интегрированных форм работы.
Особенности проведения мероприятий:
Форма проведения: устная часть кружковой работы проводится с подгруппой, практическая часть — индивидуально с каждым ребенком.
Выставка творческих работ за определенный промежуток времени.
Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения, выразительное рассказывание стихов, сказок и пальчиковой гимнастики.
У детей появляется увлечение темой, желание выполнить и покрасить красиво свою работу.
Материалом на занятиях служат книжка – раскраска, цветные карандаши, книжки – сказки из серии «Мои первые сказки».
Использование сказки в системе логопедических занятий и кружковой работы:
- Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Эффективность игровой мотивации детской речи.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
- Приобщение детей к народному фольклору.
У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно.
Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.
|