- Ольга Юрьевна Крылова, кандидат пед. наук, заведующая кафедрой педагогического образования Серпуховского филиала АНО ВПО НИЕВ,
- Юлия Геннадьевна Хохлова, педагог-психолог МДОУ №8 «Яблонька», г. Серпухов.
Современная система отечественного дошкольного воспитания всё более ориентируется на инновационные стратегии в поиске новых подходов, направленных на развитие гармонично развитой личности. Одним из наиболее актуальных направлений выступает потребность в развитии познавательной сферы, развитие личностных качеств и творчества формирующейся личности. Немаловажным аспектом является и развитие мелкой моторики. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Скачать конспект
Дошкольный возраст – период активного развития и формирования познавательной сферы ребёнка. Такие психические процесса как внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь являются основными качественными характеристиками интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний.
Предлагаемый курс занятий осуществляется в течение трех лет. Первый курс программы рассчитан для детей от 3 до 4 лет, второй курс от 4 до 5 лет, третий курс от 5 до 6 лет. Развивающая работа строится на основе индивидуального подхода с опорой на «зону ближайшего развития» ребёнка. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает живой интерес к выполняемым заданиям. Задания, представленные в методических материалах расположены по степени сложности, что позволяет ребёнку поэтапно усвоить изложенный материал. Рекомендуемые познавательные игры и упражнения, способствуют активизации познавательных способностей у детей. В процессе проведения занятий у детей развиваются произвольное внимание, образное и логическое мышление, зрительная и слуховая память, воображение, зрительное и слуховое восприятие, сенсорные эталоны, пространственные и временные представления. Одним из показателей подготовки детей к школе, является развития мелкая моторика рук. В начале занятия предусмотрена игровая пальчиковая гимнастика с использованием мягкой губки с шероховатой односторонней поверхностью для активизации развития мелких мышц кисти рук и суставов фалангов пальцев.
Тактильные ощущения предмета (губки) помогают ребёнку сосредоточить эмоциональную реакцию в проведении игровой пальчиковой гимнастики. Работа с детьми строиться по подгруппам, возможен вариант индивидуальных занятий. Время, отведённое на выполнение заданий не должно превышать 20 минут.
Работа с дошкольниками от 3 до 6 лет
- Игровая пальчиковая гимнастика проводится с детьми как перед началом занятия, так и в процессе занятия (когда устали руки).
Раз, два, три, четыре, пять Будем пальцы разминать. Не ленись повторять И научишься писать.
1. «Мы учимся писать»
Взять губку в правую руку (локоть находится на столе), резкими движениями кисти рук сжимать губку, одновременно считать от 1 до 10. Поменять руки (левая) и продолжить упражнение
со счётом от 10 до 1.
2. «Бабочка»
Взять губку двумя руками (губка расположена горизонтально) и обхватить края губки кончиками пальцев. На раз-края губки свернуть во внутрь, на два-края губки развернуть, имитация движений «полёт бабочки».
Упражнение выполняется от 15 до 20секунд по 2 раза.
3. «Резинка»
Взять губку двумя руками, но так, чтобы её держать кончиками пальцев. Локти разведены в разные стороны (губка находится на уровне груди). Резкими движениями растягивать губку как «резинку» в разные стороны, при этом считать до 5.
Упражнение повторить 3 раза.
4. «Бантик»
Взять губку двумя руками (губка расположена горизонтально) и обхватить края губки кончиками пальцев. На счёт раз-перекрутить края губки вперёд, на счёт два- перекрутить назад. Перекручивая губку, должен получиться «бантик».
Упражнение выполняется 15-20 секунд по 2 раза.
5. «Колбаска»
Губку положить между ладонями и скатать «колбаску», при этом вращения движений рук увеличиваются. Упражнение повторить 3-4 раза.
6. «Секретик»
Губку положить вертикально между ладонями. На счёт раз-ладони соединить вместе, на счёт два-открыть «секретик». Упражнение выполняется в течение 10-12 секунд.
Пальцы дружно поиграли И нисколько не устали. Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы писать.
- Познавательные игры и упражнения, используемые на занятиях, позволяют развить такие психические процессы как речь, различные виды мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания, активизируют творческие способности у детей, расширяют общий кругозор, создают положительно-эмоциональный настрой на занятие.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель: развитие понятийного мышления, словарного запаса
Ребёнку (детям) взрослый называет группу предметов, дошкольник обобщает словом каждую группу:
-коза, кошка, корова, собака, лошадь (домашние животные)
-белка, заяц, медведь, волк, лиса
-роза, ромашка, василёк, одуванчик, колокольчик
-стол, стул, кровать, шкаф, кресло
-огурец, морковь, капуста, помидор
-яблоко, груша, слива, вишня, виноград
-машина, паровоз, трамвай, автобус, велосипед
-синица, воробей, ворона, сорока, дятел
-бабочка, жук, гусеница, червяк, улитка
и т.д.
ИГРА «НАЙДИ ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ И ОБЪЯСНИ СВОЙ ВЫБОР»
Цель: развитие логического и понятийного мышления, речи
Ребёнку (детям) взрослый называет группу предметов, дошкольник находит лишний предмет и объясняет свой выбор:
-вилка, нож, ложка, ёлка, тарелка
-зима, весна, солнце, осень, лето
-волк, лиса, яблоко, медведь, заяц
-стол, шкаф, стул, кровать, рыба
и т.д.
В процессе игры можно использовать картинки.
ИГРА «ПОДУМАЙ И СКАЖИ»
Цель: развитие логического, образного мышления, словарного запаса
Взрослый предлагает ребёнку (детям) ответить на вопросы:
-Для чего нужна ручка у двери?
-Для чего нужны стрелки для часов?
-Для чего нужны окна в домах?
-Для чего нужен зонтик?
-Для чего нужны рельсы?
-Для чего нужна книга?
-Для чего нужен замок?
-Для чего нужен ключ?
-Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?
-Что нужно сделать, чтобы пришить пуговицу?
-Что нужно сделать, чтобы лёд растаял?
-Что нужно сделать, чтобы загорелся свет?
и т.д.
ИГРА «ПОСЧИТАЙ»
Цель: развитие смысловой памяти, мышления, речи
Взрослый предлагает ребёнку (детям) посчитать:
-Сколько крыльев у бабочки?
-Сколько носиков у чайника?
-Сколько лап у собаки?
-Сколько хвостиков у морковки?
-Сколько концов у клубка?
-Сколько ног у червяка?
-Сколько крыльев у кошки?
-Сколько лап у рыбы?
-Сколько домиков у улитки?
и т.д.
- Практические задания в тетрадях (от 10 до 20 занятий в зависимости от возраста) дети выполняют с помощью простого карандаша или цветных карандашей в зависимости от заданий. Занятие с детьми проводит педагог-психолог или воспитатель, но после проведения обучающего семинара.
Занятие с детьми второй младшей группы (3-4 года)
Работа по программе «Развиваем дошкольника» проводимая с детьми позволяет сделать определённые выводы о том, что всестороннее развитие личности ребенка и его успешная подготовка к обучению в школе напрямую зависит от того насколько в дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия для полноценного развития ребёнка и на сколько эффективно используются различные формы и методы развивающей направленности.
|