ЦЕЛЬ: формирование у детей понятие о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
Задачи:
- Обучать детей умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания – лесом.
- Закреплять знание животных и растений леса.
- Развивать мыслительную активность.
- Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе.
Словарная работа:
- Продолжить формировать умение аргументировать свои высказывания.
- Активизировать употребление слов и словосочетаний: лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, сосна, береза, дуб, клен, орешник, соловей, дятел, синички, совы, дрозды, личинки, гусеницы, жуки.
- Повторить обобщающие понятия: птицы, насекомые, хищники, травоядные.
Методы и приемы:
- Работа с наглядным материалом;
- Анализ деятельности;
- Беседа;
- Вопросы к детям;
- Объяснения;
- Напоминание способов деятельности.
Материал.
Демонстрационный: пейзаж леса, загадки о лесе, о растениях и животных леса, природный материал, глобус, фотография космонавтов на Луне.
Раздаточный: картинки с изображениями животных, растений.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель:
-Ребята, мы получили письмо. А в конверте лежит фотография.
Что здесь изображено?
Дети:
Дети рассматривают фотографию космонавтов на Луне и
отвечают: «космонавты».
Воспитатель:
-Правильно, здесь изображены космонавты на Луне.
А почему космонавты находятся в космосе и на Луне только в специальных скафандрах? Зачем они нужны?
Дети:
-На луне и в космосе нет воздуха, нет кислорода, поэтому нужны скафандры, чтобы дышать.
Воспитатель:
-А почему в космосе нет кислорода, кто знает?
Дети отвечают: «Там нет растений».
Воспитатель:
Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.
Если же посмотреть на модель нашей планеты Земля – глобус, то мы увидим, что большая часть суши зелёного цвета. Что на глобусе это обозначает?
Дети:
-Зелёным цветом на глобусе обозначены леса
Воспитатель:
-А леса ещё называют лёгкими Земли. Леса, как вы уже знаете, бывают лиственными, хвойными и смешанными. Почему их так называют?
Дети:
Лиственный лес –из лиственных деревьев, хвойный – из хвойных, а в смешанном лесу растут и лиственные, и хвойные деревья.
Воспитатель:
-О лесах много написано разных рассказов, повестей, сказок, стихов, загадок. Ребята, помните, мы с вами говорили, что приходя в лес, парк, на луг, в поле, обязательно нужно здороваться с природой. Послушайте, как поздоровался с лесом поэт С. Погореловский:
Ребенок:
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Что в глуши твоей таится: что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: ты же видишь, мы свои!
Ребенок:
-А другой поэт написал такие сточки:
Разыгрался ветер на лесной поляне, Закружил осинку в красном сарафане. И листок с берёзы золотистой пчёлкой Вьётся и кружится над колючей ёлкой.
Облетели листья с клёна, клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.
(Выставляются предметные картинки с изображением разных деревьев и называются).
Воспитатель:
-Все деревья, как и все растения, делятся на светолюбивые и теневыносливые. Светолюбивые – это сосна, берёза, дуб, клён, они занимают верхний ярус леса, а к теневыносливым относятся орешник и различные кустарники. А почему так, как вы думаете?
Дети:
-Одним растениям для жизни необходимо больше света, а другим меньше.
Воспитатель:
- Да, вы правы. А у птиц и зверьков в лесу есть свои этажи и ребята нас с ними сейчас познакомят.
Дети:
- Мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды повыше – на кустарниках.
-Дупляные птицы – дятлы, синички, совы, — ещё повыше, на разной высоте по стволу дерева, и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.
- А в самом низу, в опавшей листве и в верхнем слое почвы живёт много насекомых и их личинок, которые перерабатывают остатки погибших растений и животных в минеральные вещества. Ими питаются все растения.
-Также внизу растут грибы. Многие грибы поселяются на гнилых или больных деревьях, иногда на корнях. Они питаются готовыми органическими веществами, созданными растениями.
Воспитатель:
-Вот так богат и разнообразен лес. Вы уже немного устали, давайте немного разомнёмся. Сейчас у нас физкультминутка:
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
-Перед вами лежат картинки животных и растений. Вы берите, пожалуйста, среди них те, которые живут и растут в лесу.
(Дети выбирают картинки животных и растений леса.)
Молодцы. А теперь давайте составим схему питания, которая может быть в лесу.
Семена->мышка->лиса (выстраивается модель из карточек)
А теперь схему питания составьте вы.
Дети составляют аналогичную схему питания:
(трава->заяц->волк)
-А вот другая:
древесина->жук короед->дятел->орёл
- Кто составит ещё?
Дети составляют схему питания:
лист->гусеница->синичка
Воспитатель:
-Ребята, вы хотите поиграть? Давайте с вами поиграем в игру «Назови дерево». (дидактическая игра). Послушайте внимательно правила игры.
Я даю кому-то из вас шишку, и он называет любое дерево. Потом передаёт шишку другому – этот ребёнок называет своё дерево. Повторяться в названиях нельзя.
(Проводится игра).
Дерево к дереву – получится лес. Радуют зеленью сосны до небес. Дерево к дереву – воздуха глоток. Радует на дереве зелёненький листок.
Упала шишка с ели, промчался ветерок, Да прошумит по травке ежа колючий бок! Вот белка и лисица, а в норке смелый крот, Компанией весёлой зверьё в лесу живёт!
Ребята, к нам сорока – белобока Прилетала из далёка, Не сказала, где была, Но зато она, ребята,
Интересные загадки На хвосте нам принесла.
Давайте отгадаем их.
ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ ЗАГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ:
1. Ждёт нас в гости друг зелёный
Ждут берёзки, липки, клёны,
Травы, птицы и цветы небывалой красоты.
Сосны, ели до небес, друг зелёный, это…
(лес)
2. Богатырь стоит богат. Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Костеньку – малинкой, Васю – хворостинкой!
(лес)
Воспитатель:
-Правильно, лес много гостинцев припас.
3. Что же это за девица: Ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год?
(ель)
4. Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки, Но в отличие от ёлки Опадают те иголки.
(лиственница)
5. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)
6. Клейкие почки, Зелёные листочки, С белой корой Стоит под горой.
(Береза)
7. Стоит лепёшка на одной ножке, Кто мимо ни пройдёт, всяк поклонится.
(гриб)
8. Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей:
Не мышь, не птица, В лесу резвиться, На деревьях живёт И орешки грызёт.
(белка)
9. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса,
А зовут её …
(лиса)
10. Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге
Коль такого встретить довелось,
Знайте, это…
(лось)
11. Он, как ёлка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож И в сады, отважный…
(еж)
12. Кто в лесу глухом живёт Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд А зимой сосёт он лапу?
(медведь)
13. Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он Видно, жёлуди искал. Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан, Очень грозен был
(кабан)
14. Что за зверь лесной Встал кА столбик под сосной, И стоит среди травы – Уши больше головы?
(заяц)
15. Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…
(снегири)
Воспитатель:
-Молодцы, хорошо загадки отгадываете.
Ребята, а знаете:
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
А что же нужно делать, чтобы такого не случилось? Давайте с вами вспомним правила поведения на природе.
Дети:
-Не ломать ветки, не топтать цветы, травы, не разорять птичьих гнёзд, не разорять муравейники.
-Нужно ходить по тропинкам, не кричать, не включать громкую музыку, не разрушать грибницы, не ловить мальков лягушек.
Воспитатель:
Правильно, нужно беречь и охранять природу, и тогда природа будет угощать нас своими дарами – ягодами, грибами, орехами, будет дарить нам тепло и уют.
|