«Оказание детям (а детям риска особенно) постоянной необходимой педагогической поддержки делает их успешными, победными как в учении, так и в жизни, социальном становлении, развитии»
Г.Ф. Кумарина
Принцип организации обучения:
Инклюзия – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия означает раскрытие потенциала каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Скачать конспект
Отличие интегрированного и инклюзивного образования
«Интеграция» и «инклюзия» — это два термина, которые часто используются один вместо другого.
Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную систему. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии.
Интеграция — выборочное (частичное) помещение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные дошкольные учреждения.
Доровья Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии»
1) Комбинированная, когда ребенок с отклонениями в развитии присутствует только на непосредственно образовательной деятельности в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;
2). Частичная, когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае дети присутствуют на прогулках, заняты в совместной деятельности, режимных моментах.
3) Временная, когда дети с ОВЗ, объединяются не реже двух раз в месяц для совместных праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения.
Инклюзивное образование
Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.
Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является качество изменений социально-педагогической среды, основанное на полной перестройке учебно-воспитательного процесса, создании полномасштабной социально-образовательной среды и высокой готовности всех членов микро- и микросоциумов к личностным и профессиональным изменениям в интересах детей.
Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети.
Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.
Дети с ограниченными возможностями
Виды помощи при обучении детей с ОВЗ
- индивидуально дозированная стимулирующая помощь,
- направляющая помощь,
- обучающая помощь,
- актуализация мотива действия,
- создание эмоциональных игровых ситуаций,
- организация внимания и усиление речевого контроля,
- уменьшение объёма и темпа работы.
Критерии эффективности инклюзивного обучения
- Адаптация детей с ОВЗ в коллективе сверстников и взрослых;
- успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ;
- положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ;
- наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы;
- участие детей в коллективных видах деятельности.
- активность участия детей в жизни группы и ДОУ;
- участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ;
Можно сделать вывод о том что, для обучения детей с ограниченными возможностями необходимо:
- организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива;
- применение различных видов помощи при обучении;
- коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом, дефектологом;
- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса.
|