Тютерева Н.В. МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г. Тамбов
Термином «инклюзивное образование» обозначают совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющих ограничения по здоровью различного характера. Имеются в виду не специализированные группы для детей–инвалидов в различных образовательных учреждениях, а совместное обучениевсех детей (в одной группе) независимо от их состояния здоровья.
Невозможно сформулировать цель инклюзивного образования однозначно. Здесь постановка целей зависит от конкретного диагноза, физического и психического состояния ребенка. Но стремится, в любом случае нужно к социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе, к подготовке их к взрослой жизни, к получению профессии и работы, что позволит стать полноценным членом общества и независимым гражданином.
Важное условие инклюзивного образования — это доступность. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обучаться по месту жительства, это важный фактор. При соблюдении принципа территориальной доступности родителям не надо будет тратить много сил и времени на дорогу.
Неоспоримо, что дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях развития, обучения и воспитания. Необходимым условием результативной инклюзии является создание комфортных условий как для «особых» детей, так и для «обычных» детей. Крайне важно психологически подготовить каждого ребенка к тому, что вместе с ними группу будут посещать «особые» детки, что нужно помогать им, проявлять терпимость. Общество требуется подготовить к социальной инклюзии. Для этого необходимо принятие различных мер: создание системы пропаганды ценностного отношения к людям с ОВЗ, создание безбарьерной среды обучения, оказание поддержки в процессе обучения со здоровыми сверстниками, создание образовательных стандартов, которые нужно строить в соответствии с конкретным уровнем развития отдельно взятого ребенка.
Начинать осуществление инклюзивного образования надо как можно раньше. Уже в раннем возрасте осуществлять включение в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Но заблаговременно должна быть создана необходимая развивающая среда в группе. Не менее важным условием является наличие хорошо обученной команды педагогов и медиков. Воспитатели и психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи, музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре должны в совокупности обеспечивать детям с ограниченными возможностями здоровья психологический настрой на преодоление неизбежных трудностей.
Педагогу инклюзивного образования необходимо иметь профессиональную социальную адаптированность, лабильность, а также выраженные коммуникативные и организаторские способности. Он может успешно осуществлять инклюзию, только проявляя гибкость и толерантность, прислушиваясь к рекомендациям членов коллектива, с интересом пробуя разные подходы в общении с детьми, стойко и профессионально преодолевая трудности. К сожалению, целенаправленной подготовке педагогов такого типа до настоящего времени уделяется мало внимания в нашей стране.
Немаловажная проблема в инклюзивных детских коллективах– это различие интересов детей здоровых и с особенностями развития. Совмещение их интересов, поиск точек соприкосновения – процесс сложный и длительный, требующий знаний и усилий педагогов. Инклюзия, априори, не может существовать без четкого непрерывного патронажа со стороны взрослых. Специалисты должны постоянно находиться «внутри» группы, а вся образовательная деятельность строиться на взаимодействии внутри коллектива.
Дошкольный возраст – это период формирования у ребёнка навыков социального общения, которые в будущем помогут ему во взрослой жизни. Особые дети больше обычных нуждаются в доброжелательной среде и стабильности. Ребёнок, который испытывает трудности, не может овладеть навыками адекватного поведения, социально адаптироваться в обществе. Посещая специализированные учреждения, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, не подготовлен для жизни в обычном обществе. Его особенности ещё и усугубляют ситуацию нахождения в социальном мире. Процесс обучения особого ребёнка проходит очень медленно, он не может приспосабливаться к той или иной ситуации, чувствует, что к нему относятся недоброжелательно и болезненно реагирует на происходящее.
Первым шагом к высокому результату можно считать установление крепких социальных связей со сверстниками. Когда это будет достигнуто, осуществление процесса обучения перестанет для ребенка с ОВЗ быть испытанием, где каждый находящийся рядом считает его изгоем. Но все же нельзя забывать, что приоритетом в работе с особыми детьми служит самочувствие и развитие личности, а не конкретные знания и навыки.
Программа обучения, разрабатывается для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья индивидуально и должна быть построена так, чтобы её понимали все дети, она должна способствовать раскрытию детского потенциала и нацеливать воспитанников на повышение успешности. А так же должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения занятий.
Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и разрабатывают свои программы в соответствии с ним.
Инклюзивное образование развивает у детей дошкольного возраста толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.
|