Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.

Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.

Тютерева Н.В. МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г. Тамбов

Термином «инклюзивное образование» обозначают совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющих ограничения по здоровью различного характера. Имеются в виду не специализированные группы для детей–инвалидов в различных образовательных учреждениях, а совместное обучениевсех детей (в одной группе) независимо от их состояния здоровья.

Невозможно сформулировать цель инклюзивного образования однозначно. Здесь постановка целей зависит от конкретного диагноза, физического и психического состояния ребенка. Но стремится, в любом случае нужно к социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе, к подготовке их к взрослой жизни, к получению профессии и работы, что позволит стать полноценным членом общества и независимым гражданином.

 

Важное условие инклюзивного образования — это доступность. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен обучаться по месту жительства, это важный фактор. При соблюдении принципа территориальной доступности родителям не надо будет тратить много сил и времени на дорогу.

Неоспоримо, что дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях развития, обучения и воспитания. Необходимым условием результативной инклюзии является создание комфортных условий как для «особых» детей, так и для «обычных» детей. Крайне важно психологически подготовить каждого ребенка к тому, что вместе с ними группу будут посещать «особые» детки, что нужно помогать им, проявлять терпимость. Общество требуется подготовить к социальной инклюзии. Для этого необходимо принятие различных мер: создание системы пропаганды ценностного отношения к людям с ОВЗ, создание безбарьерной среды обучения, оказание поддержки в процессе обучения со здоровыми сверстниками, создание образовательных стандартов, которые нужно строить в соответствии с конкретным уровнем развития отдельно взятого ребенка.

Начинать осуществление инклюзивного образования надо как можно раньше. Уже в раннем возрасте осуществлять включение в группы детского сада детей с проблемами в развитии. Но заблаговременно должна быть создана необходимая развивающая среда в группе. Не менее важным условием является наличие хорошо обученной команды педагогов и медиков. Воспитатели и психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи, музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре должны в совокупности обеспечивать детям с ограниченными возможностями здоровья психологический настрой на преодоление неизбежных трудностей.

Педагогу инклюзивного образования необходимо иметь профессиональную социальную адаптированность, лабильность, а также выраженные коммуникативные и организаторские способности. Он может успешно осуществлять инклюзию, только проявляя гибкость и толерантность, прислушиваясь к рекомендациям членов коллектива, с интересом пробуя разные подходы в общении с детьми, стойко и профессионально преодолевая трудности. К сожалению, целенаправленной подготовке педагогов такого типа до настоящего времени уделяется мало внимания в нашей стране.

Немаловажная проблема в инклюзивных детских коллективах– это различие интересов детей здоровых и с особенностями развития. Совмещение их интересов, поиск точек соприкосновения – процесс сложный и длительный, требующий знаний и усилий педагогов. Инклюзия, априори, не может существовать без четкого непрерывного патронажа со стороны взрослых. Специалисты должны постоянно находиться «внутри» группы, а вся образовательная деятельность строиться на взаимодействии внутри коллектива.

Дошкольный возраст – это период формирования у ребёнка навыков социального общения, которые в будущем помогут ему во взрослой жизни. Особые дети больше обычных нуждаются в доброжелательной среде и стабильности. Ребёнок, который испытывает трудности, не может овладеть навыками адекватного поведения, социально адаптироваться в обществе. Посещая специализированные учреждения, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, не подготовлен для жизни в обычном обществе. Его особенности ещё и усугубляют ситуацию нахождения в социальном мире. Процесс обучения особого ребёнка проходит очень медленно, он не может приспосабливаться к той или иной ситуации, чувствует, что к нему относятся недоброжелательно и болезненно реагирует на происходящее.

Первым шагом к высокому результату можно считать установление крепких социальных связей со сверстниками. Когда это будет достигнуто, осуществление процесса обучения перестанет для ребенка с ОВЗ быть испытанием, где каждый находящийся рядом считает его изгоем. Но все же нельзя забывать, что приоритетом в работе с особыми детьми служит самочувствие и развитие личности, а не конкретные знания и навыки.

Программа обучения, разрабатывается для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья индивидуально и должна быть построена так, чтобы её понимали все дети, она должна способствовать раскрытию детского потенциала и нацеливать воспитанников на повышение успешности. А так же должна быть адаптирована к программе, по которой занимаются остальные дети и обычной манере проведения занятий.

Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и разрабатывают свои программы в соответствии с ним.

Инклюзивное образование развивает у детей дошкольного возраста толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.

Просмотров: 636
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Полухина Елена Николаевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Шишкова Елена Валерьевна. Коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Трудности дороги к знанию»
  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Шевлякова Елена Иосифовна. Полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Плашкина О.О., Тихоненко И. В.. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
  • Петина Светлана Владимировна. Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Жолобова Оксана Сергеевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО
  • Федосеева Ольга Дмитриевна. Проект для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Моя родословная»
  • Григорьева Татьяна Евгеньевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Зубова Валентина Сергеевна. Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Прокофьева Лия Вячеславовна. ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
  • Полева Дарья Константиновна. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Лариса Кудрявец. Картотека корригирующей гимнастики после сна для детей с ограниченными возможностями здоровья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь