Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности

Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности

Кузяшина С.П., воспитатель, МАДОУ “Детский сад № 39 «Ромашка» г.Видное Московской области

Дошкольный возраст, как известно, отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Потому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

 

Появления мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Эти чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Поступки и поведение в свою очередь берут на себя функцию обратно связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта?

При этом действии механизма нравственного воспитания носит гибкий характер, то есть последовательность компонентов может измениться в зависимости от особенностей качества (от его сложения и т.п.) и от возраста детей. Понятно, что опирается на понимание осознание важности формирования того или иного качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста, конечно, нельзя. Надо изменять последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего условия знаний.

Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональными отношениями к нравственным ситуациям.

Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности.

Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающей личности моральная информация.

Определим цель зависимости: на основе нравственных представлений у ребенка возникает эмоциональное отношение, затем возникает сама нравственная ситуация. Создаются такие ситуации, которые включают в себя различные аспекты жизни. Тем самым ребенка ставят перед необходимостью совершить то или иное действие. Проводится также беседы по сюжетным картинкам в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.

Моральная активность анализирует по степени личностной заинтересованности испытуемого в изменении ситуации к лучшему результату. Ведь чем активнее помощь, поддержка, сочувствие (что завит в первую очередь от того, насколько эмоционально затронут ребенок), тем самостоятельнее и успешен разрешается ситуация.

Педагог должен подсказать своему воспитаннику путь самостоятельного решения вопрос нравственной ситуации, путь, разумеется, доступный его возрасту. Тем самым он будет способствовать формированию чувства долга, ответственности, инициативы, т.е., тех качеств, без которых невозможно истинно глубокое усвоение требований общества. Только пережитые нравственные предписания превращаются из чисто внешних во внутренние, личностные регуляторы поведения.

Нравственные представления, содержащие конкретные способы взаимопомощи, взаимовыручки, наиболее характерны для детей подготовительной к школе группы (хотя показательны и для старшей группы). Эти ребята не просто сочувствуют сверстнику, упавшему на прогулке, но и предлагают помощь.

Для старших дошкольников характерны двойственные представления. Однако собственное воображаемое поведение более самоотверженно, более активно, бескорыстно. Данный уровень развития говорит о том, что у воспитанника уже наличествует образ должного поведения. Он представляет, как следует вести себя в определенной ситуации, как поступать ему под влиянием сиюминутного желания. Правда, представления эти еще образцы, к которым он стремится. В плане представлений он более активен, изобретателен, отзывчив.

Эмоциональные отношения во всех ситуациях оказываются взаимосвязанными с нравственными представлениями разной степени действительности, которые более регулятивные, если насыщены эмоционально. Что касается оценок-правил, оценок-состояний, то их роль от пятого к седьмому году жизни возрастает. Дошкольники в этом возрасте уже оценивают поведение с точки зрения выполнения или невыполнения нравственных правил ( «Я бабушке помогу, потому, что она старенькая», «Девочкам надо всегда уступать»).

Педагог должен помогать ребенку, эмоционально оценивать состояние сверстника. Разбирая конфликтную ситуацию, просмотренный фильм, он обращает внимание понимать переживания окружающих, сочувствовать, но и предвидеть последствия своих действий. Его задача – помочь ребенку раздвинуть рамки настоящего и заглянуть в будущее, научить его оценкам, предвосхищениям.

Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действительности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.

Просмотров: 696
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Демянко Татьяна Вячеславовна. Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника.
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Абраменкова Ирина Алексеевна. Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Наталия Анохина. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства»
  • Домрачева Людмила Викторовна. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Игумнова Надежда Владимировна. Семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников.
  • Тимченко Людмила Васильевна. Фольклор, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Кулагина Светлана Александровна. Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь