«Нравственное развитие – процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения [3]».
«Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [2]».
Задача нравственного воспитания в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренним стимулом развития формирующейся личности.
Еще в дошкольном возрасте начинается формирование основ моральных качеств человека. Ребенок, развиваясь, постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. В разных видах деятельности у детей успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению, возникают такие чувства как дружба и товарищество.
В результате нравственного воспитания у человека появляется определенный набор нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Поэтому с самого начала у ребенка необходимо формировать нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие моральным нормам общества в котором живет ребенок.
«Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств [7]».
МЕХАНИЗМ И ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования нравственного качества ребенку необходимы знания, на основе которых у него будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Для того чтобы у ребенка появилось желание овладеть нравственными качествами, необходимо чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение в свою очередь позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Можно выделить следующий механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм проявляется всегда, при формировании как нравственного, так и безнравственного качества личности. Главная его особенность состоит в том, что каждый компонент этого механизма важен, не может быть заменен другим или совсем исключен. Следующей особенностью данного механизма является то, что его действие носит гибкий характер. Заключается это в том, что последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.
Задачи нравственного воспитания можно разделить на две группы.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие, так как это единый механизм. Эта группа задач носит постоянный, неизменный характер.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня наиболее востребованными качествами. Это связано с тем, что на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. на разных этапах развития существуют свои нравственные идеалы человека. Таким образом, эта группа задач имеет подвижный характер. На ее содержание оказывает влияние не только исторический этап развития общества, но и особенности возраста объекта воспитания и конкретные условия жизни.
По второй группе задачи нравственное воспитание дошкольников было сгруппированы в четыре смысловых блока:
- воспитание гуманных чувств и отношений;
- воспитание патриотизма;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание коллективизма.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания делятся на четыре группы.
- Художественные средства – это художественная литература, изобразительно искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства. Эта группа способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений, а также наиболее эффективна при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
- Природа – дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Это значимое средство для воспитания чувств и поведения.
- Собственная деятельность детей – игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе отводится общению, как виду деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
- Атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть доброжелательной, а может быть жестокой и безнравственной. Обстановка, которая окружает ребенка, становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания, влияя на формирование определенных нравственных чувств.
«Некоторые авторы выделяют и специфические средства,
соответствующие разным направлениям воспитания детей, например, соответствующие средствам трудового и нравственно-трудового воспитания [3]».
Выбор средств воспитания зависит от возраста объекта воспитания, от уровня его общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.
Средство нравственного воспитания становится более эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Однако можно остановиться на классификации В.И. Логиновой, основанной на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включающей следующие методы:
- Стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрения, наказания, требования);
- Формирования нравственного поведения (приучения, упражнения, руководство деятельностью);
- Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Все методы дают эффективный результат только лишь при соблюдении определенных условий:
- Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его права.
- Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
- Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства.
- Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
- Методы воспитания следует применять тактично.
- При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
- Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
- Применение методов нравственного воспитания требует терпимости и терпения.
- Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
- Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
Нравственное воспитание ребенка непосредственно связано с его социальным развитием. Эти два процесса тесно переплетены друг с другом.
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения.
Формы организации социально-нравственного воспитания:
- организация совместной деятельности взрослых и детей
- организация самостоятельной деятельности детей
«Результаты социально-нравственного воспитания:
- социальные и нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворение стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам
- социально-нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общения, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь
- социально-нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.
- социально-нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны [5]».
Таким образом, можно выделить следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
- формирование социальных эмоций и нравственных чувств
- накопление знаний и формирование нравственных представлений (может идти параллельно с первым этапом).
- переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций
- претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
МОТИВ КАК РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают в себя формирование у ребенка нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Чувства наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, они побуждают детей к активным действиям. У дошкольников они отличаются искренностью, неустойчивостью, непосредственностью.
В дошкольном возрасте происходит накапливание первого опыта нравственного поведения, формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений, навыки самостоятельности и т.п. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки.
Призывая детей поступать определенным образом, взрослый должен разъяснять целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснения должны проводиться на примерах, которые помогают ребенку постепенно осознавать принятые в обществе моральные понятия. Необходимо чтобы дети понимали суть моральных понятий и могли соотносить с ними свои и чужие конкретные поступки. В ходе этого у детей формируются общие представления о том, как следует поступать в том или ином случае. Сформированные нравственные представления служат основой для развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.
Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. Если рассматривать проблему нравственного поведения с точки зрения мотивации, то дети дошкольного возраста действуют по нравственному мотиву не потому, что они сознательно могут управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы. Это происходит из-за того, что ребенок стремится соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых.
Дошкольный возраст является переходным от внешнего, формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения.
Мотивационная направленность поведения личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований, то есть отражает доминанту, становящуюся вектором поведения. Положительная направленность мотивов поведения проявляется в доброжелательности как эмоциональном выражении отношения ребенка к окружающим, как проявлении отношения ребенка к собственным поступкам.
Для того чтобы моральные знания ребенка превратились в его убеждения, а, следовательно, в мотивы его поведения, необходима постоянная практика общественного поведения ребенка, где он на деле учится поступать в соответствии с интересами других людей и в интересах всего коллектива, для достижения общественно значимых целей. В ходе такой практики общественного поведения у ребенка формируются нравственные чувства и привычки, являющиеся основой для усвоения нравственных норм и правил.
«Нравственные переживания могу стать мотивами поступков только в том случае, если человек имеет необходимый опыт нравственного поведения, условия для упражнения в нравственных поступках [3]».
Формирование нравственных поступков и нравственных привычек это и есть воспитание нравственного поведения у дошкольников.
Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Нравственная привычка – это потребность в совершении нравственного поступка. Для формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы дети при необходимости способны были проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Для того чтобы у ребенка вырабатывалось устойчивое привычное нравственное поведение необходима правильная организация всей системы воспитательных воздействий.
Правильное представление о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе должны стать для ребенка образцом для подражания. Необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения.
Таким образом, одной из важных задач нравственного воспитания дошкольника является воспитание у него общественно ценных мотивов поведения.
НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ И НРАВСТВЕНЫЕ ПРАВИЛА
Нравственное правило и нравственная норма употребляемые в литературе как синонимы, в педагогике разводятся.
Правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Правило может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету и имеет частный и более узкий смысл. Правила навязываются ребенку взрослым, и не могут быть понятными и осознанными детьми дошкольного возраста, так считал Ж. Пиаже. Однако он все же выделял три стадии осознания детьми правил.
Первая стадия – правило ребенком еще не осознается, но формально применяется.
Вторая стадия – правило применяется ребенком в его неизменной форме и нарушать его нельзя.
Третий вариант – правило рассматривается как закон, и изменить его можно только с общего согласия.
Нравственная норма же носит более обобщенный характер, характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется все теми же правилами.
Нравственные нормы закрепляют социальный способ поведения дошкольника.
Нравственные нормы, которые уже знакомы ребенку, не сразу начинают руководить поведением самого ребенка. Вначале он выполняет их только по требованию взрослого или под его контролем, при этом может их легко нарушать. Сами эти нарушения ребенок не замечает и не дает отрицательной оценки в свой адрес, а только отрицательно оценивает подобное поведение в целом.
Затем, усвоив нормы, ребенок начинает контролировать поведение своих сверстников, т.к. ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Часто ребенок правильно оценивает выполнение нравственных норм сверстником и ошибается в оценке себя. У ребенка появляются высказывания в сторону взрослого, в которых он сообщает о нарушениях правил кем- то из детей, и в этом случае ребенок желает утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая его поведение со своим, прислушиваясь к оценке своих поступков со стороны взрослых, ребенок подходит к формированию реальной самооценки.
В старшем дошкольном возрасте нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Ребенок переходит от стихийной нравственности к сознательной. Необходимость в контроле со стороны взрослого отпадает, поведение ребенка становится нравственным даже в случае отсутствия взрослого.
Пример взрослого играет важную роль в обучении ребенка следовать нравственным нормам, принятым в обществе. Норма, которую взрослый только проговаривает, но сам не соблюдается, никогда не станет влиять на поведение ребенка. Это приводит к тому, что ребенок начинает понимать, что нравственные нормы можно безнаказанно нарушать или вообще не соблюдать. В поведении ребенка можно наблюдать два варианта, когда он нарушает нравственные нормы. Первый вариант – норма нарушается неосознанно, ребенок действует под влиянием ситуативных желаний. Второй вариант – сознательное нарушение норм, когда ребенок осознает противоречие между своим поведением и социально одобряемом образцом поведения. Здесь следует говорить о проступках. Повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку.
Также в дошкольном возрасте огромную роль на поведение ребенка оказывает оценка взрослым его поступков. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием. С помощью положительной оценки взрослый фиксирует правильный способ поведения, с помощью отрицательной – разрушает негативный способ. При этом оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям:
- быть объективной и в то же время тактичной
- быть ориентированной на собственное поведение ребенка
- быть дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности ребенка
- быть систематичной, а не даваться от случая к случаю
- включать в себя сочетание вербальных и невербальных способов воздействия.
Развитие моральных суждений и оценок необходимое, но недостаточное условие для нравственного развития. «Главное — создать условия, когда норма морали начнет регулировать поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением [4]». В этом случае норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую функцию. Сознание ребенка переходит на процесс выполнения нормы, и он следует ей ради нее самой, потому-что не может поступить иначе.
Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, и ребенок решает самостоятельно, как ему поступить. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, ребенок в итоге получает удовлетворение от своего поступка. Постепенно такое поведение становится привычкой и у ребенка появляется потребность соблюдать норму поведения.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Понятие нравственное поведение тесно связано с таким понятием как культура поведения.
«Культура поведения – это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе [1]».
Культура поведения – это принятые в обществе устойчивые формы поведения в быту, общении, различных видах деятельности, соответствующие нравственными нормами и правилами.
Задача нравственного воспитания дошкольника в том, чтобы заложить в нем основы культуры поведения, в ходе чего сформировать устойчивые нравственные привычки культурного отношения ребенка к себе и окружающим людям.
В понятие культура поведения входят такие понятия как:
- бытовая культура
- культура общения
- поведенческая культура
- культура деятельности
Бытовая культура включает гигиеническую культуру ребенка, соблюдение правил здорового образа жизни, культуру обращения с предметами быта, игрушками, личными и общественными вещами.
Необходимость соблюдения элементарных правил чистоплотности продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. К концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы устойчивые привычки культуры бытового поведения.
«Культура общения проявляется в умении организовать коммуникативную деятельность, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства способствуют установлению нравственных взаимоотношений и взаимопонимания между коммуникантами [1]». Формируясь на основе традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе, культура общения позволяет быстрее найти человеку понимание и поддержку социальной среды, в которой он живет. Формировать положительный опыт общения детей необходимо с раннего возраста, так как его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. Культура общения является необходимым условием нравственного развития личности и важнейшей составной частью общей поведенческой культуры.
«Культура деятельности предполагает соблюдение детьми элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, соблюдение норм сотрудничества, ответственности, организованности [1]». Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх и т.д. Показателем культуры деятельности у ребенка является умение и желание трудиться, тяга к интересному, содержательному, появление волевого усилия для достижения цели.
Таким образом, в основе культурного поведения ребенка лежат нравственные привычки, представления о добре и зле, справедливости, потребность вести себя достойно. Как указывалось выше, средствами воспитания поведения ребенка являются нравственное просвещение, личный пример взрослых, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения отрицательных поступков, поощрения и наказания. В первую очередь основы нравственности закладываются в семье.
В дошкольной педагогике культура поведения трактуется как система умений, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства служат становлению нравственных взаимоотношений между детьми.
Педагогические условия воспитания культуры поведения:
- речевая и поведенческая культура взрослых;
- продуманная, рациональная организация образа жизни ребенка;
- разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая потребности дошкольников в общении и деятельности;
- взаимодействие педагогов и родителей дошкольников;
- проектирование содержательной жизни детей, «событийного сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний.
Необходимым условием воспитания культуры поведения является обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка: его эмоциональные проявления, общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, личные черты поведения.
В воспитании у детей навыков и привычек культурного поведения необходимо соблюдать принцип единства и целостности задач, методов и средств нравственного воспитания. Необходимо сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат социально-ценные, нравственные побуждения.
В процессе воспитания культуры общения у дошкольников необходимо влиять на все стороны коммуникативного процесса: его содержание, способы речевого и практического взаимодействия и соответствующие нравственные представления дошкольников о нормах правилах поведения и общения, нравственных качествах и поступках людей.
Культура поведения ребенка должна быть основана на доброжелательности, уважении, вежливости, стремлении к достижению взаимопонимания с окружающими людьми. В ходе воспитания культуры поведения необходимо, чтобы требования к поведению ребенка были сформулированы взрослым в простой и понятной дошкольнику форме, эти правила формулируются не в общей форме, а конкретно, с указанием на действие, которое ребенку необходимо выполнить в тех или иных обстоятельствах, оно должно быть обращено лично к ребенку.
На протяжении дошкольного возраста правила культуры поведения усложняются и их объем увеличивается. Постепенно они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка, но и весь образ его жизни с позиции нравственно-культурных требований. В конце старшего дошкольного возраста дети не только знают много правил, но и способны понять, почему их необходимо выполнять. Дети переживают чувство удовлетворения, если взрослые одобряют их поведение и связывают умение следовать правилам культуры с растущей самостоятельностью и взрослением. Постепенно осознавая ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно это становится нормой их поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное нравственное воспитание ребенка должно сочетаться с предельным уважением к его личностным достоинствам. При формировании нравственного поведения, взрослые должны учитывать уже имеющийся у ребенка нравственный опыт. Формирование основ нравственного поведения ребенка не должно сопровождаться подавлением его инициативы, индивидуальности.
Присматриваясь к миру взрослых, ребенок начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми. Постигая мир человеческих отношений, он открывает законы, по которым строится взаимодействия людей, то есть нормы поведения. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводит к развитию у дошкольника способности руководствоваться в своих поступках усвоенными нравственными нормами. В результате у него возникают внутренние этические мотивы, которые определяют его поведение.
ЛИТЕРАТУРА
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2015
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2008
- Миколяева Н.В, Миколяева Ю.В., Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. -М.: Юрайт, 2015
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. — М.: 1981
- Социально-нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: 2001
- Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. — М.: Просвещение, 1986
|