Дорогина Альбина Сергеевна, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №135» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, Воспитатель, Нижегородская область, г. Дзержинск
Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции — сложный педагогический процесс, который должен быть соотнесён с этапами взросления.
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребёнок-дошкольник отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, именно поэтому, осваиваясь в этом многогранном мире, он впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя при этом собственное подражание, наблюдения, выводы и умозаключения.
В дошкольном возрасте возможности нравственного воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими.
Дошкольное детство – время интенсивно го нако пления со циально значимо го о пыта, фо рмиро вания о тно шения к о кружающему миру. В до шко льно м во зрасте про исхо дит усво ение со циальных но рм, мо ральных требо ваний и о бразцо в по ведения на о сно ве по дражания, про бы сил в различных направлениях, но наблюдаются и начальные про явления детско й лжи, жадно сти, лукавства, жесто ко сти. Успешно идет по стро ение по ведения в со о тветствии с мо делями, взятыми из жизни, сказо к, литературных по вество ваний, о бразо в средств массо во й инфо рмации. Нравственно е развитие в до шко льно м во зрасте о существляется в про цессе нравственно го во спитания в зако но мерно й смене ведущего типа деятельно сти (Л. С. Выго тский, Д.Б. Элько нин). Перехо ды о т о дно го перио да к друго му со про во ждаются значительными трудно стями в о тно шениях взро слых и детей — кризисами. Нравственные по требно сти закладываются именно в до шко льно м детстве. В о сно ве это го про цесса фо рмиро вание базо во го качества – до верия, ко то ро е о пределяет по зитивную направленно сть о бщения ребенка с близкими и сверстниками. До верие о пределяет его о ткрыто сть о кружающему миру и по требно сть в нравственных о риентирах, нео бхо димых для по стро ения лично стных о тно шений с людьми.
Анализ свидетельствует о том, что единого подхода к содержанию нравственного воспитания не существует.
- Когнитивный подход рассматривает нравственное воспитание как процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в собственном поведении. Основным структурным компонентом здесь выступает нравственное просвещение (Л. М. Архангельский, Н.И. Болдырев).
- Оценочно-эмоциональный подход не только рассматривает нравственное воспитание как процесс восприятия информации о нравственности и выработки собственных ценностей (знаниевый уровень), но и отводит в нём активную роль эмоциям, характеризующим отношение к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом здесь выступает развитие нравственных чувств (И. Ф. Харламов, П.Ф. Каптерев).
- Поведенческий (деятельностный) подход трактует нравственное воспитание как процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения, свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности, стремления человека к нравственному идеалу. Основные компоненты нравственного воспитания в рамках данного подхода — формирование навыков и привычек поведения, умения делать нравственный выбор в процессе жизнедеятельности (К. Н. Вент- цель, С.И. Гессен, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Толстой) [5, с. 23-25]. Б.Т. Лихачёв указывал на то, что нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения, нравственные ценности человек способен постичь только методом проб и ошибок, в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора.
- Целостный подход рассматривает нравственное воспитание как единый процесс развития нравственной личности ребёнка, выделяя в качестве структурных компонентов нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, характера, черт личности.
|