Крылова Светлана Анатольевна. Опыт работы по теме: «Духовно - нравственное воспитание дошкольников».

Опыт работы по теме: «Духовно - нравственное воспитание  дошкольников».Крылова Светлана Анатольевна

Воспитатель МБДОУ комбинированного вида детский сад №14 «Дельфинята» г.Коломна,  Московская область

В условиях современного образовательного пространства возросло внимание к проблемам теории и практики   социально-нравственного     воспитания детей.  В дошкольном  возрасте    закладываются    базовые качества высоконравственной личности, которые являются фундаментом  дальнейшего развития, о чем свидетельствуют исследования А. Н.Леонтьева, В, С.Мухиной, С. Г.Якобсон, В. Г.Нечаевой, Т. А.Марковой[1, 2, 7]. Главными этическими ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Эти качества воспитываются через ознакомление с православной культурой.


В советское время религиозное самосознание формировалось только в семье. Современное общество, познав негативные последствия атеизма, приводящие к разрушению личности, начинает осознавать необходимость  сохранения и передачи православных традиций нашего народа следующему поколению. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для социально-нравственного   воспитания детей. В различных  видах  деятельности через эмоционально чувственное восприятие происходит формирование нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Достижение ребенком необходимого уровня этического развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Особенность расположения нашего ДОУ в живописной местности,  близость культурных и духовных центров, способствует воспитанию духовности и эстетического вкуса,  формированию творческой личности.
Актуальность: Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Характеризует человека, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека — есть отражение его внутреннего мира.   В Детском саду можно создать  условия для развития гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически образованной  личности
способной к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Новизна  данного подхода заключается в комплексном решении задач в формировании у детей этических ценностей, эстетических интересов, художественных потребностей и  творчества   в соответствии с ценностями православной культуры и через ознакомление с окружающим миром.
Цель воспитания: развитие личности ребенка дошкольного возраста в духовно-нравственном и эстетическом направлении.
Решая следующие задачи:
-    приобщение  детей   к  прекрасному   через   знакомство   с  православной культурой и искусством (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура и др.).
-    формирование у них представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве,   развитие   эстетического   восприятия  окружающего мира;
-    воспитание у детей нравственного чувства, милосердия, сострадания,
сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго,
гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия,   взаимопомощи.
-формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей и творчества.
Особенность организации практической работы заключается в том, чтобы детям открыть образы окружающего мира - мира Божьего, православные нравственно-этические ценности, основанные на любви к ближнему   через знакомство с традициями православной  культуры, произведениями религиозного искусства, фольклора,  детской  литературы, сохраняя возможность индивидуального развития каждого ребенка. 
Реализация  социально-личностного воспитания осуществляется через следующие формы работы с детьми:
-    Экскурсии, целевые прогулки;
-    Посещение краеведческого музея г.Коломна с целью знакомства с духовными ценностями и историей  родного города;
-    Просмотр презентаций;
-    Знакомство с историей храма, внешним и внутренним убранством;
-    Знакомство с живописью на библейские сюжеты;
-    Чтение (художественной литературы по духовно-нравственной тематике);
-    Слушание (духовной и классической музыки, колокольных звонов, колыбельных песен);
-    Творческая художественная деятельность детей;
-    Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников;
-    Этические беседы;
-    Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях;
-    Оформление наглядно-иллюстративного материала «Моя семья».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Раздел I. Тема: «Наш красивый добрый мир».
Занятия данного блока открывают детям путь к эстетической и  религиозной стороне познания окружающего мира, обращают  внимание на  богатство, красоту и разнообразие жизни, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного);  понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения.[4]
Раздел II. Тема: « Устроение отношений в мире».
Занятия проводимые на основе чтения литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения), экскурсий, творческих выставок учат детей пониманию целесообразности устроения  окружающего мира, взаимосвязи явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены  человеческие отношения. Прекрасное -  пробуждает доброе. Самые главные отношения, связывающие все живое в мире - это отношения любви, доброты, сопереживания, милосердия, заботы. Дети знакомятся  с христианскими этическими нормами-заповедями, правилами жизни  на основе которых был устроен мир.   Учат  ребенка  делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.[5]
Раздел III. Тема: «Устроение отношений в нашей жизни».
Эти занятия помогают  ребенку создать отношения в окружающем мире: с  его семьёю, родным домом, природой и животным миром.  Воспитывают любовь, уважение, развивают у дошкольников умения  понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;  учат  ориентироваться в правилах и нормах культуры. Дети  стараются следовать примерам благочестивой жизни. [6]
Анализ  мониторинга целенаправленной деятельности по   социально-нравственному воспитанию дошкольников   показал увеличение  количества детей с положительными интегративными качествами  личностного развития.
Таким образом, социально-нравственное развитие через ознакомление с православной культурой соответствует принципам, выраженным    в Концепции модернизации российского образования: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе ».[3]
Литература:
1.    Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.: Издательский центр «Академия»,1999.
2.    Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М., 1984.
3.    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-Москва,2002.-28 с.
4.    Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.  Книга 1. Прогулки по дням творения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
5.    Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.   Книга 2.  Хорошо-плохо. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
6.     Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.  Книга 3. Семья. Родина. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
7.    Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей-М.: Педагогика, 1984.

 

Просмотров: 549
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Даньшина Дарья Константиновна. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
  • Светлана Александровна Осипова. Знакомство детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга через игровую деятельность
  • Обломова Наталья Ивановна Эрдниева Байрта Анатольевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  • Гаврилова Татьяна Маратовна. ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Степанова Оксана Владимировна. Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Козлова Татьяна Александровна. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
  • Слынько Светлана Анатольевна Балюк Марина Александровна Филько Елена Викторовна. «Культура здорового питания дошкольников, как развитие правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания».
  • Озерова С. В. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию представлений об объектах окружающего мира в старшей группе на тему: «Сохрани своё здоровье сам»
  • Васянка Тамара Александровна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему: «Знакомство с профессией-швея» для детей средней группы.
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Наталья Леонова. Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию и экологическому воспитанию Тема: «Моделирование окружающего мира маленькими человечками»
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь