Светлана Александровна Осипова. Знакомство детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга через игровую деятельность

Знакомство детей дошкольного возраста с историей и  культурой  Санкт-Петербурга через игровую деятельностьОсипова Светлана Александровна, воспитатель второй квалификационной категории ГБДОУ № 11 Адмиралтейского района
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Место для строительства города выбиралось привлекательное, живописное, удобное, но в то же время неприступное, защищенное самой природой. Дремучие леса и непроходимые болота преграждали путь к городу непрошеным гостям. Район, где был заложен город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, так как они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море, и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в решении поставленной задачи.
Представленная тема является довольно актуальной, поскольку знакомство с историей и культурой своей малой родины способствует развитию  чувства патриотизма. Понятие патриотизм включает в себя чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Это позволяет формировать у детей дошкольного возраста живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям.
На сегодняшний день существует большое количество книг о Санкт-Петербурге: учебная литература, где в ярких красках описываются все исторические события; краеведческая литература раскрывает перед нами все подробности жизни Петербурга, истории о его достопримечательностях, о судьбах создателей и правителей; пособия для воспитателей и родителей; энциклопедии; аудиокниги и т. д. Все это дает возможность не просто знакомить детей с историей родного города, но и формировать у них устойчивую потребность бережно относиться к историческому наследию и в дальнейшем самостоятельно проявлять интерес и уважение к своей малой родине.  
Осваивать необъятное культурное пространство Санкт-Петербурга возможно в любом возрасте. Но чем раньше столкнется человек  с достопримечательностями  этого уникального города, тем богаче и интереснее будет его общение с ним в будущем. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только беречь и любить свой город, но и ощущать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Так как жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, то и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, а многие сведения (статистические, искусствоведческие и пр.) для них либо формальны, либо и вовсе недоступны для понимания. В связи с этим, необходимо  знакомить детей с городом,  привлекая  их внимание к тому, что они часто видят, что их окружает, с чем постоянно встречаются.  Дети должны быть уверены в том, что взрослые – мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры – любят свой город и готовы вместе с ребенком приобщаться к культурным и художественным ценностям Санкт-Петербурга. Ведь только с взрослыми ребенок сможет путешествовать по нашему сказочному, загадочному, прекрасному городу.
Детство – самый важный период становления личности. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в обществе, складывается характер.  Таким образом, дошкольный период –  это время, когда ребенок как губка впитывает все, что его окружает. Именно в детстве начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые определяют весь последующий жизненный путь человека, его место в социуме.
Основной вид деятельности детей-дошкольников – это игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, воображение, ловкость. Игры, направленные на развитие у детей различных навыков и умений, дают ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в самых разных видах деятельности. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.
Личность ребенка многогранна и наиболее яркие ее качества, оттенки могут проявиться и развиваться лучше всего в играх. Однако  формирование у каждого ребенка творческой инициативы в игровой деятельности – процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов. Немаловажной становится и роль педагога в процессе игровой деятельности.  Важно, чтобы  педагог мог умело войти в игру, детское общество. Это умение – великое качество педагога. Нужно, чтобы в процессе игры ребенок ощутил удовольствие и от общения с взрослым, от совместной деятельности. Воспитатель должен не только осуществлять педагогическое руководство игровой деятельностью ребенка, но и сам становиться активным участником. Поэтому игра и игровые приемы становятся важной формой обучения детей дошкольного возраста.
В игровой деятельности необходимо заинтересовать ребенка, затронуть его воображение, подобрать к каждому индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге. В этих играх город рассматривается как источник и среда развития ребенка. Главная задача игры – наладить связь ребенка  с родным городом.
Каждая отдельно взятая игра имеет название и определенные правила. Для того чтобы выиграть, ребенку необходимо владеть определенными знаниями о достопримечательностях города, о культуре поведения. Также на помощь могут прийти и смекалка, и умение рассуждать, а может быть и помощь друга.
Нельзя не затронуть такой момент, как тесное сотрудничество с родителями. Вполне вероятно, что игры заставят взрослых прогуляться вместе с детьми по знакомым местам Петербурга, заглянуть в справочники, энциклопедии. Возвратившись с прогулки, семья обсудит свои впечатления. Можно открыть альбом и  зарисовать места странствий по городу, в занимательной форме закрепить полученные впечатления, выучить стихи, посвященные городу и многое другое. Не исключено, что  дети могут стать авторами новых игр, которые им захочется сделать своими руками.  В этом им помогут полученные знания о городе и подручные средства – открытки, ножницы, клей.
Таким образом, знакомство с историей родного края в дошкольном периоде положительно влияет   на общее развитие ребенка.
Практическое применение игровых заданий благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось представление о родном городе. Они научились самостоятельно играть, владеют названиями памятников, мостов, улиц и т. д.
Игровая деятельность:
(возраст 5-7 лет)
Пример №1.
«Силуэты Петербурга»
Приготовьте для игры: контурные изображения архитектурных памятников города, чистые листы бумаги, карандаши, мелкие фломастеры, копировальную бумагу.
Правила игры:
Участвовать может любое количество детей. Важно обеспечить им выбор, поэтому рисунки могут повторяться, но по количеству их должно быть больше, чем игроков. Дети обводят рисунки (раскрашивают). Выигрывает тот, кто использовал большее количество изображений и смог их узнать, назвать, скопировать и раскрасить.
Варианты игры:
1.    Дети должны придумать словесные «краски» к силуэту, отвечая на вопрос: «какой он?».
2.    Играющие могут дорисовать силуэт, вводя это изображение в какой-либо сюжет.
(возраст 6-7 лет)
Пример №2.
«Самое-самое»
Приготовьте для игры: мяч.
Правила игры:
Дети стоят произвольно (до десяти человек). Ведущий бросает мяч игроку со словами: «Самый большой остров...», в ответ игрок называет: «Васильевский». Далее называют самый старый сад города, самую короткую улицу, самый широкий мост, самое высокое здание.
Побеждает  тот, кто продолжил фразу и остался последним, так как не дающий ответа выбывает из игры.
В каждой игре есть  победители. Необходимо иметь для них призы, которые могут быть и «утешительными» в случае проигрыша.
Список литературы:
1. Бондаренко И. А. Архитектура в истории русской культуры. - Спб.,2007.
2. Каган М. С. История культуры Петербурга. - Спб., 2008.
3. Никонова E. Мы — горожане. Спб., 2005.
4. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу. - Спб., 2004.

Просмотров: 635
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Татьяна Алексеевна Красильникова. Знакомство с историей Санкт-Петербурга. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста. 'Город, воспетый поэтами'
  • Яугела Наталья Николаевна. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группе по теме: «Город, в котором мы живем» (День города — Санкт-Петербурга)
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Бехметьева Елена Алексеевна. Познавательное занятие «Летний сад – первый сад города Санкт — Петербурга» для средней группы
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бехметьева Елена Алексеевна. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности: «Сказочные жители Санкт — Петербурга»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Башкардина Юлия Константиновна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы Санкт-Петербурга» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ и ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Жеребцова Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ Деловой игры в рамках взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Правила дорожные все должны мы знать, правила дорожные надо выполнять»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Бугаева Ольга Борисовна. Необычные достопримечательности Санкт-Петербурга
  • Кротова Зоя Борисовна. Презентация 'Символы Санкт- Петербурга'
  • Медведвева Алёна Валерьевна. Мифические животные в архитектуре Санкт-Петербурга.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Румянцева Галина Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми в средней компенсирующей, логопедической группе у детей с ТНР по теме: «Наш любимый город, Санкт – Петербург»
  • Сергеева Тамара. Первичная профсоюзная организация государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №57 комбинированного вида Приморского района Санкт — Петербурга
  • Хафизова Гульнара Азгамовна. Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Я ЗНАЮ СВОЙ ГОРОД!»
  • Корнеева Елена Сергеевна Михайлова Наталья Никитична Ильичёва Татьяна Владимировна Купрюхина Ольга Алексеевна. Открытое мероприятие на тему: «День рождения Санкт-Петербурга»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Игры для ребенка от 1 до 2 лет
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь