Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 компенсирующего вида Кировского района СПб
Автор: Бехметьева Елена Алексеевна воспитатель высшей квалификационной категории
Скачать конспект
Цель:
- расширить, уточнить и закрепить знания детей о родном городе
- формировать мировоззрение детей через осознание ценности памятников культуры и искусства.
Задачи.
Познание:
- познакомить детей со скульптурами львов и мифических животных: сфинксами, грифонами, ши-цза
- дать знания о работах скульпторов: П.П. Соколов, Паоло Трискони, И. Прокофьев
- познакомить с набережными СПб: Свердловской, Петровской, Адмиралтейской, Университетской.
- закрепить знания о реках города
- уточнить названия мостов СПб: Египетский, Львиный, Дворцовый, Банковский.
- упражнять в решении ребусов и математических примеров
Коммуникация:
- активизировать словарь детей: сфинкс, грифон, ши-цза, Фонтанка, лев, мост, Львиный, Египетский, скульптор, Нева, Дворцовый
- упражнять в согласовании глаголов с существительными
- формировать умение согласовывать речь с движением
- развивать общие речевые навыки
Художественное творчество:
- развивать творческий потенциал через умение дорисовывать решетки мостов и набережных города
- развивать мелкую моторику руки
Социализация:
- воспитывать любовь и эмоциональное отношение к городу
- развивать навыки социально – общественной, игровой деятельности
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику руки
- способствовать развитию физических качеств, координации движений, умения ориентироваться в пространстве
Оборудование и материалы: карта города, компьютер, проектор, экран, презентация «Сказочные жители Санкт – Петербурга», штурвал, строительные модули, маски льва, грифонов, точечные изображения оград мостов, фломастеры, ковролин, разрезные картинки с изображением сфинкса, куб с изображением льва, грифона, коня, ши-цза, сфинкса, собаки, стульчики.
Предварительная работа:
- рассматривание картин и иллюстраций рек и мостов Санкт – Петербурга
- чтение художественной литературы: В.Воскобойников «Санкт – Петербург», А.Смирнова «Как найти счастье на улице», В. Нестеров «Львы стерегут город», В. Дмитриев «Санкт – Петербург».
- разучивание стихов М.Борисовой, С. Скаченкова
- организация подвижных игр «Каменный лев», «Грифоны», «Теплоход»
- решение математических примеров и кроссвордов, разгадывание ребусов на тему: «Реки города», «Мосты города»
- проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Закончи предложение», «Я знаю пять названий», «Узнай изображение по части», «Лови кубик»
- настольно-печатные игры: Лото «Твой Петербург», кубики «Виды города»
«Петербургское домино», «Прогулка по Санкт – Петербургу»
- художественное творчество детей: рисование «Мосты города», «Реки Летнего сада», «Город»; аппликация «Улица города», «Мост нагнулся над Невой»; конструирование «Мост», «Моя улица»
- воскресные поездки детей с родителями к водным артериям города.
Ход.
Дети входят и садятся на стульчики.
На стене висит карта города.
Воспитатель: Ребята, назовите город в котором мы живем? (ответы детей). Правильно, мы живем в городе Санкт – Петербурге и в нашем городе по соседству с петербуржцами живут необычные животные. Это животные и сказочные существа, созданные из камня или металла. В разное время они попали на улицы, площади и набережные города из других стран или из мастерских русских скульпторов. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них.
Мы знаем, что в нашем городе много рек и каналов, поэтому путешествовать сегодня мы будем по воде.
Воспитатель: Скажите, на чем можно плыть по воде?
(дети перечисляют водные виды транспорта: корабль, теплоход, катер, лодка, катамаран). Правильно, но мы сегодня поплывем на теплоходе.
Воспитатель: Сначала давайте построим теплоход, на котором мы поплывем.
(дети строят из крупного конструктора теплоход). Начнем мы наше плавание по реке. А как она называется, мы узнаем, если вы разгадаете ребус. (Фонтанка) (слайд №1). Молодцы! Правильно разгадали.
Воспитатель: Мы сейчас поплывем по Фонтанке. Через Фонтанку перекинут мост. Кто знает, как он называется? Это Египетский мост (слайд №2).
А чем украшен этот мост? (ответы детей)
Воспитатель: Украшен египетский мост скульптурами сфинксов. Кто знает, кто такой сфинкс. Сфинкс — это мифическое существо с головой человека и туловищем льва. Сфинксы рождены фантазией человека и воплотились в камне тысячи лет назад в Древнем Египте. Издавна считалось, что сфинксы надежные стражи от злых духов – стражи покоя. Эти сфинксы изготовлены из чугуна скульптором П.П. Соколовым и установлены на постаментах с двух сторон на Египетском мосту. (слайд №3) У меня есть разрезная картинка «Сфинкс», хотите выложить фигуру сфинкса. (дети выкладывают из частей сфинкса на ковролине, садятся на теплоход)
Воспитатель: Ребята, по какой реке мы проплывали? У какого моста останавливались? Чем он украшен? (ответы детей)
Из Фонтанки мы попадаем в канал Грибоедова. (показываю на карте). На канале Грибоедова тоже есть пешеходные мосты (слайд№4)
Как называется этот мост? (ответы детей). Почему он так называется? (на мосту стоят статуи львов) (слайд №5).
Воспитатель: Правильно, мост украшают 4 чугунные статуи львов, расположенные по углам моста на гранитных постаментах. В полураскрытых пастях они держат большие чугунные кольца и толстые стальные тросы. Украшая мост, львы скрывают механизмы и крепления цепей. Этих львов создал тоже скульптор П.П. Соколов. Раньше считалось, что львы хорошие сторожа и поэтому в городе много мест, где стоят скульптуры львов. Позже мы продолжим с ними знакомство.
Воспитатель: Плывем дальше (слайда №6).
Кто узнал этот мост и скажет его название? (ответы детей). Чем украшен этот мост? (грифонами). Правильно, это Банковский мост и украшен он скульптурами грифонов. Грифоны — это крылатые львы, иногда бывают с птичьими головами. Считалось, что они лучше всех стерегут золото, богатство. Сделал этих грифонов тот же скульптор, который создал скульптуры львов и сфинксов.
Воспитатель: Как фамилия скульптора? (П. П. Соколов) Сделаны грифоны из чугуна, а орлиные крылья отлили из меди и позолотили. К головам грифонов прикрепили светильники, а внутри разместили тоже механизмы крепления тросов. Сейчас грифоны стали одним из символов нашего города (слайд №7).
-А теперь давайте поиграем в подвижную игру «Грифоны»
Как на Банковском мосту (дети ходят по кругу,) Есть грифоны на посту (взявшись за руки) Мы грифонов не боимся (два ребенка сидят в кругу) По мосту сто раз пройдемся Как пойдем в сто первый раз Оживут грифоны враз. Вы нам очень надоели (говорят дети – грифоны в кругу) Лучше б дома посидели. Перед нами не мелькайте И домой все убегайте.
На последние слова дети разбегаются, а дети – грифоны их ловят.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, занимайте свои места на теплоходе. Чтобы узнать, по какой реке мы поплывем дальше, надо решить примеры (слайд №8).
1 2 3 4
А Н В Е
1 + 1
5 — 1
2 + 1
4 — 3
Воспитатель: Правильно. Из Фонтанки мы попадаем в реку Неву. В Санкт – Петербурге жил граф по фамилии Безбородько. На Свердловской набережной реки Невы он устроил целый «львятник». (слайд №9)
Его усадьба была отделена от тротуара уникальной оградой, состоящей из 29 одинаковых львиных статуй. Львы держат в зубах тяжелые чугунные цепи. Автор этих статуй неизвестен. А, напротив дачи, на Неве, на гранитной пристани были установлены еще сфинксы. Это две пары сфинксов, имеющие женский облик, вырублены из серого гранита. Голову каждого сфинкса покрывает обрамляющий лицо головной платок. Авторы этих гранитных сфинксов – камнерезчики: А. И. Осипов и Л. М. Комаров. (слайд №10)
Воспитатель: Теперь мы поворачиваем и плывем в сторону Петропавловской крепости вдоль Петровской набережной (показываю на карте). Здесь, у широких спусков к Неве, на гранитных постаментах возвышаются странные каменные изваяния. На каждом постаменте высечена надпись: «Ши – цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт – Петербург в 1907 году» (слайд №11).
Воспитатель: «Ши – цза» по- китайски означает «лев», хотя на львов эти экзотические создания не очень похожи. У них большая голова с короткой и широкой мордой, в пасти острые зубы, и сильные передние лапы. (слайд №12)
Подобно, египетским сфинксам, Ши – цза должны были охранять покой здравствующих и мертвых владык. Их ужасающий вид должен отгонять от зданий злых духов. Вырублены эти статуи из серого гранита и подарены нашему городу китайским губернатором г. Гирина.
Наш теплоход отплывает от Петровской набережной и я придумала как мы поплывем дальше в игре «Теплоход»
От зеленого причала дети стоят по кругу, шаг вперед
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два — два шага назад Он назад шагнул сначала. А потом шагнул вперед - Раз, два — два шага вперед И поплыл, поплыл по речке, (руки вытянуты вперед и сомкнуты —) Набирая полный ход. (это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками)
Воспитатель: Мы подплываем к главному мосту города, который назван в честь здания, в котором жили Российские цари и императрицы (слайд №13). Садитесь на свои места.
Воспитатель: Кто знает, как называется этот мост? (дворцовый)
Около моста, перед зданием Адмиралтейства, на Адмиралтейской набережной мы опять увидим 2 сторожевых львов с шаром под лапой.
Львы сделаны по модели скульптора И. Прокофьева из меди и раскрашены под бронзу. (слайд №14)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего у льва под лапой шар?
(Лев является сторожем, а сторож не может спать и поэтому, чтобы лев не уснул, он держит под лапой шар). Каменных стражей у своего дома, здесь же на Адмиралтейской набережной пожелал иметь князь Лобанов – Ростовский. Эти мраморные изваяния выполнены итальянским скульптором Паоло Трискони. Именно про этих львов сказал А.С. Пушкин: «Поднявши лапы, как живые, стоят два льва сторожевые» (слайд №15)
-Хотите побыть в роли льва?
Мы поиграем в игру «Каменный лев»
Лев из камня любит спать (дети ходят по кругу, взявшись) Будем годы мы считать (за руки, ребенок-лев в центре) Год спит, два спит (круга сидит.) Двадцать лет подряд храпит. (Приближаются к спящему льву) Как пройдет 150 Так начнет ловить ребят. Раз, два, берегись В лапы льву не попадись. Я вас не отпущу, (слова ребенка – льва) В камень твердый превращу.
После слов, лев ловит детей. Кого запятнает, тот «заснет» — не двигается.
Воспитатель: Теперь мы поплывем на другой берег Невы к Университетской набережной. (показываю берег Невы на карте города) Здесь, перед зданием Академии художеств смотрят друг другу в глаза два каменных сфинкса. Эти сфинксы были найдены при раскопках Фив – древней столицы Египта. Они охраняли гробницу фараона. По распоряжению русского царя Николая 1 их выкупили и привезли в Санкт – Петербург и поставили на набережной. Голова каждого украшена короной царя Египта, головная накидка – атрибут царской власти, прикрывает лоб и плечи и спадает на грудь.
На шее – ожерелье из бус, признак знатности, на груди – медальон, где высечено имя фараона и титул царя. Ниже на гранитном спуске к Неве — полукруглые каменные скамьи, которые украшены скульптурами грифонов. (слайд №16)
Я уже вам говорила, что мы находимся у здания Академии художеств. Как вы думаете, чем здесь занимаются? (ответы детей) Я предлагаю вам тоже побыть художниками и дорисовать решетки мостов и набережных рек нашего города. (Дети пересаживаются за столы и обводят рисунки решетки Дворцового моста, решетки Мойки, Фонтанки по точкам).
Воспитатель: Молодцы! Все справились с работой и получаете награды (вручаю медали «Знатоки города»). На этом наше путешествие заканчивается. А напоследок, я как капитан нашего теплохода, подарю вам в группу вот эту бескозырку, чтобы вы еще не один раз отправлялись в путешествие на водном транспорте (дарю бескозырку).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру с кубиком и вспомним, с чем мы сегодня познакомились.
Проводится игра «Поймай кубик» (дети ловят кубик и называют, что изображено на стороне куба, обращенной к ребенку).
Вы сегодня молодцы, все запомнили.
|