Козлова Татьяна Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8 «Огонёк» г. Поронайск
«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек» В. Белинский
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. [2, с.84]
На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования возникла необходимость в новых ценностных ориентирах, методах образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций. Важнейшим таким направлением и ориентиром в отечественной педагогике является обращение к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее востребовано, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве, поэтому дошкольный период является начальным этапом формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Это в полной мере относится и к таким качествам, как духовность, нравственность, патриотизм. Нравственность и духовность, как и патриотизм не могут развиваться путём естественного взросления человека. Очень важно в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания. Для детей дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Всё, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и служат основой для дальнейшего развития и становления личности.
В условиях современных требований, изложенных в ФГОС ДО, детские сады играют важную роль в нравственно-патриотическом воспитании, морально-духовном развитии формирующегося гражданина. Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада. [1, с.4].
В нашем детском саду педагоги, выстраивая работу по направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников столкнулись с трудностями, которые заключались в том, что дети усваивают все прочно и надолго только тогда, когда слышат, видят и пропускают через все виды деятельности. Также для формирования нравственных, духовных качеств необходима благоприятная предметно-пространственная среда, насыщенная материалом исторического, культурного, краеведческого содержания. Детский сад у нас небольшой и не всегда есть возможность создать все необходимые условия. Возникла проблема поиска и освоения новых вариантов работы-это работа во взаимодействии с музеем. Именно музей выступил как развивающая среда для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и построения целостного образовательного пространства.
Наш детский сад и «Поронайский краеведческий музей» не один год плодотворно сотрудничают в создании единого музейно-образовательного пространства для воспитания подрастающего поколения граждан нашей страны. Музей и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, духовности и нравственности, способствовать установлению отношения личности с обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к малой и большой Родине.
Совместную работу строим на основе годового плана по взаимодействию и задач:
- Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности и чувства уважения к другим культурам;
- Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- Воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;
- Устанавливать элементарные отношения с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.
- Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение адаптироваться в окружающем мире.
В совместной деятельности мы используем как традиционные формы работы с детьми – тематические экскурсии, посещение выставок и экспозиций, игровые и творческие продуктивные виды деятельности, развлечения и конкурсы, праздники, так и современные, образовательные технологии, такие как музейная педагогика и проектная деятельность.
Проектная деятельность развивает и обогащает социально-личностный опыт ребёнка посредством включения в сферу межличностного взаимодействия и поисково-исследовательской деятельности, которая позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей, охватывает все виды деятельности, специфические для дошкольников и способствует вовлечению родителей в образовательный процесс совместной деятельности.
Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, которая создает условия для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея и дает возможность ребенку самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Музейно-педагогический аспект дает возможность, добиться пробуждения у ребёнка творческой активности, через пробуждение и активизацию его эмоционально-чувственной сферы.
В совместно организованных экскурсиях по выставочным залам музея воспитанники знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в сохранении культурных и исторических ценностей. Детей знакомят с культурой поведения в музее, с профессиями людей, работающих в музее, умение понимать образный язык предметов-экспонатов. С нескрываемым интересом дошкольники знакомятся с экспозициями этнографических и археологических коллекций малочисленных народов Севера Дальнего Востока: уильта, нивхов, айнов, нанайцев. Рассматривают орнаменты на традиционных одеждах, коврах, салфетках, узнают, как украшали глиняную посуду дальневосточные аборигены ещё пять тысяч лет назад. С удивлением обнаруживают, что из рыбьей кожи можно шить одежду, которая была самой дорогой, прочной, а главное — непромокаемой. Здесь же коллекции этнографий народов Востока: японцев и корейцев, с представленным набором парадных свадебных кимоно, детских кимоно, коллекции игрушек. В археологической коллекции дети знакомятся с предметами из кости, керамики, металла, которые рассказывают обо всех этапах древней истории Сахалина. В других музейных залах дети имеют возможность познакомится с разнообразием природы Сахалина и Поронайского района, через выставки фотографий и картин, виртуальные экскурсии в заповедные места, к природным памятникам, в прибрежный подводный мир и мир морских животных, а также с экспонатами чучел животных, обитающих на территории Сахалина. Краеведческий материал способствует в освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении общечеловеческих ценностей.
Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми — это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни [4, с.4]. Стало традицией проводить праздники народного календаря совместно с музеем: Рождество, Святки, Масленица, Пасха, День любви, семьи и верности. В преддверии праздника дети знакомятся с соответствующими обрядами, народным фольклором (песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки, сказки), который несет в себе черты национальных традиций, а также содержит много информации о верованиях, культуре народа. В ходе мероприятий дети в музее не только знакомятся с историей возникновения народных промыслов, историей народного искусства, народными музыкальными инструментами, но и изготавливают обереги для своих близких, расписывают заготовки ложек изготавливаются подарки и т.п. В мероприятиях, посвященных «Истории ручного письма», традициям чаепития «Мы за чаем, не скучаем, говорим о том о сём», дети сами пробуют писать настоящим пером, макая его в чернила, пробуют себя в искусстве заваривания чая. Новая информационная среда и передача знаний из поколения к поколению объединяет участников событий в единый коллектив, предоставляет детям возможность сопереживать общим впечатлениям и дает возможность продуктивного отражения полученных впечатлений в творческой деятельности.
Особое внимание уделяется знакомству детей как с трагической, так и героической историей нашего края в годы Второй мировой войны. Каждый год проводятся тематические совместные мероприятия с Поронайским краеведческим музеем посвященные Великой отечественной войне и Дню Победы (выставка «Оружие Победы», проектная деятельность «Наши земляки-участники ВОВ», проектная деятельность «Письма с фронта»), мероприятия посвященные освобождению Сахалина и курильской гряды от японских захватчиков (к 70-летию Победы «Как это было»,» поездка к памятнику- мемориалу в п. Леонидово). Дети с большим интересом участвуют в таких мероприятиях, задают вопросы, внимательно слушают рассказы экскурсовода музея. Повышается самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям, человеческому подвигу.
В музее организуются и проводятся выставки работ местных мастеров «Выставка кукол» из личной коллекции Е.В. Савенко, фотоработы Шулуновой С. В. «Заповедный край», выставки картин Сахалинских художников и т.д. На таких совместных мероприятиях дети не просто рассматривают творческие и художественные произведения, но и участвуют в мастер-классах, в совместной творческой деятельности по изготовлению кукол из бумаги или росписи раковин моллюсков. Это способствует слиянию воедино красоты зримой и духовной, их прохождению через душу и сердце наших воспитанников, формированию этнокультурных позиций, духовно-нравственных качеств.
Совместно с музеем проводим проектную деятельность, направленную на воспитание гражданственности и патриотических чувств «Наша Родина -Россия» с итоговым мероприятием-развлечением «Люблю тебя моя страна», «История флага, герба России» с итоговым мероприятием «День Российского флага», «Твои защитники» с оформлением тематического стенда «Защитники Родины, которыми я горжусь!»
Созданная нами модель взаимодействия дает возможность более активно привлекать к процессу духовно-нравственного воспитания и родителей воспитанников, которые принимают участие в совместной деятельности с детьми в проектах, конкурсах, выставках, экскурсиях и т.п.
Таким образом, взаимодействие нашего детского сада с Поронайским краеведческим музеем позволяет вести более углубленную и эффективную работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, что дает положительный результат и способствует к дальнейшему становлению личности гражданина России.
Список литературы:
- Андриеш В.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. СПБ. Детство-Пресс, 2010. 112 с.
- Барутчева Е. Хочешь пойдем с тобой в музей. // “Дошкольное воспитание” №5, 2006. С 84
- Винниченко В. Ребенок в пространстве музея. //“Дошкольное воспитание” № 5, 2003. С86
- Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение детей к истокам русской народной куль-туры». Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство – Пресс, 2004, с 120.
- Лемкина Ю., Статья «Система методической работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». М.: 2014г.
- Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Cфера, 2006., 416 с.
- ФГОС ДО, М.: УЦ Перспектива, 2014. 32с.
|