Парамонова Елена Валерьевна. Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.

В своей работе со старшими дошкольниками я ставлю следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • формирование любви к Родине и русскому народу
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий

  • активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей
  • формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста
  • создание предметно-развивающей среды в помещении ДОУ.

Мною собран разнообразный теоретический и практический материал:

  • литература для родителей и педагогов
  • игры по духовно-нравственному воспитанию
  • демонстрационный материал для проведения занятий
  • продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании
  • консультативный и информационный материал для родителей

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви
  • тематические выставки детского творчества.
  • театрализованные представления на нравственные темы.

В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мною выделены следующие приоритеты:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  2. Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Мною была реализована серия НОД «Дорогою добра»

Цель — приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественным духовно-нравственным традициям посредством ознакомления с предметами русской старины.

Задачи:

Обучающие: – знакомство детей с основами этнокультуры;

  • формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды;

Развивающие:

  • содействие общему развитию ребенка;
  • помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
  • содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;
  • помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя:

Работа осуществляется в два этапа:

I этап – когнитивно-эмоциональный (ознакомление с укладом жизни русского народа, традициями, развитие интереса к историческому прошлому).

Занятие 1 «Родина»

Занятие 2 «Русь колокольная»

Цель занятия — дать детям первоначальные сведения о колоколах, закрепить с детьми знания о строении колокола, воспитывать любовь к историческому прошлому.

II этап – эмоциональнально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности), занятия продуктивной деятельностью

Занятие 6. «Землю красит человек, а человека труд»

Цель седьмого занятия — познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа.

Занятие 7. «Ознакомление с предметами быта русского человека»

Цель занятия — формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Занятие 8. Семейное рукоделие «Кукла-закрутка»

Цель занятия — введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовление простой куклы из ткани.

Занятие 9. «День славянской письменности и культуры»

Цель последнего, десятого занятия — воспитывать интерес и уважение к книжной культуре Таким образом, специально организованная педагогическая работа с дошкольниками с учетом создания развивающей среды, адекватной развитию ребенка и обеспечивающей знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни способствует повышению уровня духовно-нравственного развития старших дошкольников. Немаловажным условием успешности проведенной педагогической работы стало соответствие выбранного материала возрастным и индивидуальным особенностям и интересам старших дошкольников. Кроме того, формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды сопровождалось совместным участием взрослых (как педагогов, так и родителей) в созидании этой среды.

Просмотров: 602
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Ирина Юрьевна Бесчетникова. Роль наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании дошкольников
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Ушакова Людмила Петровна. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Когда звонят колокола»
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Князева Светлана Анатольевна. «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Горовенко Анжелика Германовна. Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
  • Гайдак Наталья Викторовна. Презентация 'Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры'.
  • Желтова С.А. Шагинова Е.А.. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в детском саду. На тему: «Образ любящей матери в чудотворной иконе Божьей Матери Феодоровской».
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Гондалева Анна Михайловна. Представление опыта работы «Организация дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Саура Любовь Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Тимченко Людмила Васильевна. Фольклор, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Домрачева Людмила Викторовна. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Татьяна Артемьева. Занятие по духовно-нравственному воспитанию тема: «Сергий Радонежский» для детей старшей группы
  • Ахмедова Елена Юрьевна. Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям
  • Рыбалка Любовь Ивановна. «Организация и эффективность работы по развитию духовно-нравственного воспитания в режиме дошкольной группы»
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Чемирисова Светлана Петровна.. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИВИТИЮ ДЕТЯМ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь