Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.
В своей работе со старшими дошкольниками я ставлю следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию:
- формирование любви к Родине и русскому народу
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий
- активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей
- формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста
- создание предметно-развивающей среды в помещении ДОУ.
Мною собран разнообразный теоретический и практический материал:
- литература для родителей и педагогов
- игры по духовно-нравственному воспитанию
- демонстрационный материал для проведения занятий
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании
- консультативный и информационный материал для родителей
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви
- тематические выставки детского творчества.
- театрализованные представления на нравственные темы.
В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мною выделены следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
- Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Мною была реализована серия НОД «Дорогою добра»
Цель — приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественным духовно-нравственным традициям посредством ознакомления с предметами русской старины.
Задачи:
Обучающие: – знакомство детей с основами этнокультуры;
- формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды;
Развивающие:
- содействие общему развитию ребенка;
- помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
- содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;
- помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя:
Работа осуществляется в два этапа:
I этап – когнитивно-эмоциональный (ознакомление с укладом жизни русского народа, традициями, развитие интереса к историческому прошлому).
Занятие 1 «Родина»
Занятие 2 «Русь колокольная»
Цель занятия — дать детям первоначальные сведения о колоколах, закрепить с детьми знания о строении колокола, воспитывать любовь к историческому прошлому.
II этап – эмоциональнально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности), занятия продуктивной деятельностью
Занятие 6. «Землю красит человек, а человека труд»
Цель седьмого занятия — познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа.
Занятие 7. «Ознакомление с предметами быта русского человека»
Цель занятия — формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Занятие 8. Семейное рукоделие «Кукла-закрутка»
Цель занятия — введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовление простой куклы из ткани.
Занятие 9. «День славянской письменности и культуры»
Цель последнего, десятого занятия — воспитывать интерес и уважение к книжной культуре Таким образом, специально организованная педагогическая работа с дошкольниками с учетом создания развивающей среды, адекватной развитию ребенка и обеспечивающей знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни способствует повышению уровня духовно-нравственного развития старших дошкольников. Немаловажным условием успешности проведенной педагогической работы стало соответствие выбранного материала возрастным и индивидуальным особенностям и интересам старших дошкольников. Кроме того, формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды сопровождалось совместным участием взрослых (как педагогов, так и родителей) в созидании этой среды.
|