Ушакова Людмила Петровна. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Когда звонят колокола»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста  «Когда звонят колокола»Ушакова Людмила Петровна
Воспитатель ВКК МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка», г.Губкин Белгородской области

Цель:
•    познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением;
•    познакомить с основными колокольными звонами;
•    уточнить знания о строении колокола;
•    расширить духовный мир детей;
•    воспитывать уважение к народным традициям.

Оборудование:
- колокольчики для всех детей,
- колокольчик, изготовленный способом оригами,
- картинки с изображением било, колокола, колокольни;

- деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка;
- металлофон,
- разрезные картинки колокола для всех детей,
- разрезная картинка колокола для показа детям,
- фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный),
- макет киноленты, картинки к ней.

 


Дети заходят в группу, на столе стоит волшебный сундучок.
Воспитатель. Ребята, посмотрите,  какой красивый сундучок.  Интересно, что в нем находится, как вы думаете?
Ответы детей.
Давайте я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона).
Воспитатель. Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет. Открывает сундучок и раздает детям колокольчики. Что это? Ответы детей. Рассмотрите их, что можно ими делать?
Дети. Звонить, звенеть.
Воспитатель. Давайте позвоним. Дети звонят в колокольчики.

Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.  Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было   радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно  созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии,  использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон  клепало был слышен на большом расстоянии.

Предложить детям ударить по деревянной и металлической доске молоточком.
Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда,  что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс»,  «нижний пояс» с орнаментом. Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь колокол» (детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык». Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей  целое).

Воспитатель. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент.
А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время?                                Ответы детей.  В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники. 
Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол ((звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). 
И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола ((звучит в записи Красный звон,, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Воспитатель. Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок).


А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения или создать новый (детям раздают силуэты бумажных колоколов, трафареты для рисования орнамента, кусочки поролона, краски, кисточки и палитры для смешивания красок, стаканчики с водой). Во время работы звучит церковная музыка. Педагог рассматривает работы, хвалит детей.
Воспитатель. Что же мы узнали нового сегодня? Чтобы вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я предлагаю смонтировать фильм о колоколах. Вот перед вами кинолента и кадры нашего будущего фильма (перед детьми ставится макет кинопленки с карманами, раскладываются картинки). 1-й кадр – появление на Руси била и клепала; 2-й кадр – появление колоколов, 3-й кадр – современные колокола; 4-й кадр – украшение колоколов орнаментом; 5-й кадр - звон колоколов). 

Воспитатель. Вот какой у нас получился интересный фильм.  Понравилось вам сегодня наше занятие? Ответы детей. Какое у вас настроение? Давайте передадим наше хорошее, светлое настроение друг-другу, позвоним для всех в колокольчики. Звучит фонограмма колокольного звона, дети звонят в колокольчики.
Дили-дили-дили-дон!
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы -
Звонче колокол звени.

Скачать полный конспект

Просмотров: 489
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Лазаренко Н.Н., Масунова Е.Н.. Лэпбук «Звонят колокола»
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка прогулки на тему: «Дили - дили, дили - дили колокольчики звонили»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Дополнительная общеобразовательная программа студии мультипликации «Веселые картинки» для детей 6-7 лет
  • Волошина Ирина Владимировна. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Залуцкая Евгения Викторовна. «Пульт управление или Бизиборд» – развивающая доска



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь