Шумеева Наталья Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ

За последние годы развитие новых технологий привело к тому, что духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста отошло на второй план. Поэтому педагоги нашего МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» посчитали необходимым обратиться к истокам русской народной культуры, т.к. она отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства.

Возрождать нравственные ценности, которые строились на истории культуре и традициях русского народа, нужно с раннего возраста.

Актуальность изучения православной культуры в нашем дошкольном образовательном учреждении обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций дошкольных учреждений в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике. Интеграция знаний о православной культуре в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России, свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей в нашей стране, возрождения нравственных ценностей, которые строились на истории культуры и традициях русского народа.

 

Исходя из всего вышесказанного, мною был разработан учебно-методический комплекс «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ», основанный на программе, разработанной в Ногинском благочинии и экспериментально апробируемой в Ногинске и Ногинском районе с сентября 1998 года. УМК имеет рецензию директора православной гимназии г. Кемерово и включает: рабочую программу, 38 конспектов занятий, т.е. одно занятие в неделю, диск с музыкальным сопровождение к занятиям.

Данные занятия с детьми проводятся на кружке по Основам православной культуры: «Возрождение», во время экскурсий. Дети получают знания во время бесед, наблюдений, дидактических и развивающих игр.

Целью программы является:

Формирование у детей навыков вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, духовно-нравственных качеств личности, через ознакомление детей с родной культурой, русскими народными традициями.

Содействие развитию сферы чувств соучастия, сопереживания, патриотизма через занятия по основам православной культуры с использованием фольклора (сказки, песни, пословицы, частушки, поговорки, праздничные обряды).

Задачи:

  • дать представления о понятиях добра и зла и традициях русского народа;
  • научить детей работать сообща, помогать друг другу; расширять кругозор и словарный запас ребенка;
  • формировать интерес к православной культуре и всем видам народного искусства
  • развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитать в детях любовь к родной культуре, частью, которой является православие.

Методы работы:

  • Беседы.
  • Игры нравственно-патриотического содержания.
  • Праздники.
  • Экскурсии.
  • Концерты.
  • Выставки декоративно-прикладного искусства.
  • Просмотр видеоматериала.
  • Прослушивание аудиоматериала.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Дидактические игры.
  • Рисование.
  • Творческая деятельность.

Программа состоит из разделов:

  • Мироведение
  • Жизнь людей на земле
  • Наши предки
  • Рождество Богородицы
  • Русские православные праздники
  • Храм

Занятия проводятся продуктивно 12-15 минут. В это время излагаются одна — две главные мысли занятия, которые преподносятся в яркой образной форме, используя простые, знакомые детям слова и наглядные материалы.

SAM_0980

Остальное время занятий посвящается другим видам деятельности раскрашиванию, рисованию, чтению поучительного рассказа. Вследствие проводимой работы с детьми постепенно, шаг за шагом меняется, растет их духовный опыт, развиваются интеллектуальные и творческие способности. Показателем того, что работа по духовно-нравственному воспитанию оказывает на детей благодатное влияние, является интерес детей к православной культуре, который они выражают в разнообразной деятельности: познавательной, продуктивной и игровой.

SAM_0976

В данном курсе даются основные религиозные понятия, которые будут необходимы для работы с детьми более старшего возраста, приобщают к истокам русской народной культуры. Кроме этого, занятия прививают навыки вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, приучают к благочестивому поведению.

Программа включает в себя логически обустроенные разделы, представленные в доступной для детей формах и объеме. Она призвана раскрыть внутренний мир детей и помочь им стать добрее, чище, счастливее. В занятиях сочетаются три тенденции — воспитательная, образовательная и развлекательная. Пользующаяся приоритетом воспитательная тенденция основана на том, чтобы дать детям представление о добре и зле.

В нашем дошкольном образовательном учреждении создан уголок русского быта. В нем представлены предметы русского народа: люлька, ухваты, русские самовары и многое другое.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр использование специально-отобранных народных сказок и малых фольклорных форм. Детям по-новому открывается жизнь людей и природы через знакомство с музыкальными произведениями, чтение поучительных рассказов на евангельские темы. Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными событиями наполняется целый год, в котором самое видное место занимают праздники, радостный мир православия. В течение года дети знакомятся с детской библией, историей Ветхого и Нового Завета, русскими народными традициями, обычаями русского народа. Через эти занятия воспитанники приобретают общечеловеческие ценности, идеи веры и добра, милосердия.

Занятия имеют системный, последовательный подход, через игры и упражнения, беседы и наблюдения, экскурсии и посещения детьми местного храма Святого Онуфрия в будние дни и праздничные происходит комплексное воздействие на познавательную деятельность детей. Дошкольники знакомятся с батюшкой, устройством храма. Батюшка проводит с детьми беседы на различные евангельские темы, такие как: «Воскресение Господа Иисуса Христа», «О святых иконах», «Кто изображается на иконах» и др. Используется наглядный материал и аудиозаписи.

Дети усваивают самые простые молитвы, такие как: «Слава Тебе Боже, Слава, Тебе», «Господи, помоги», «Господи, помилуй», разучивают стихотворения: «Мой Ангел», «Чувство умиления» Ф. Глинки. «Христос Воскрес» В. Шамонина. Дошкольники с большим желанием посещают кружок, особенно любят празднование светлой Пасхи. Ребята участвуют в русском обычаи всеобщего целования: берут в руки писанки (яйца) и, проговаривая «Христос воскрес» обмениваются яичками и целуются. Слушают звон колоколов «Пасхальный благовест», «Дева Мария» в аудиозаписи, исполняют танец с веточками вербами и платочками, играют в русские — народные игры: «Прокати по горке яичко, чье дальше?», «Чье яйцо дольше прокрутится».

В течение года ребята разучивают стихотворения о православных праздниках, народные приметы, инсценируют сказки: «Писанки для Аленки», «Три елочки», Рождество Христово». Поют песни «Ангелы», «К нам пришла весна».

По моим наблюдениям и наблюдениям со стороны родителей можно сделать вывод, что посещения кружка положительно сказывается на детей, так как они становятся более спокойными, отзывчивыми, совершают добрые дела и поступки, проявляют чувство доброты и милосердия к ближним и окружающим их людям, всегда готовы прийти на помощь, слушают родителей, не противоречат им и с уважением относятся к старшим и друг к другу.

Просмотров: 564
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Неля Логвиненко. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство детей с традиционной бытовой культурой русского народа»
  • Ксения Герасимова. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через участие в Православных ярмарках»
  • Ирина Юрьевна Бесчетникова. Роль наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании дошкольников
  • Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Козлова Татьяна Александровна. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Елена Юрьевна Попова. Итоговый практико-значимый проект «Приобщение дошкольников к истокам русского народа через НОД» (старший дошкольный возраст)
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Даньшина Дарья Константиновна. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Обломова Наталья Ивановна Эрдниева Байрта Анатольевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  • Жукова Елена Алексеевна. Обобщённый педагогический опыт воспитателя «Познавательно-речевое развитие детей посредством ознакомления с этнокультурой русского народа»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Саура Любовь Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Ермакова Лариса Николаевна. Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации
  • Семашкова Вера Николаевна. Конспект занятия «Формирование духовно – нравственной культуры у дошкольников». Тема: «Что такое доброта»
  • Гайдак Наталья Викторовна. Презентация 'Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры'.
  • тамара. Рождественские праздники в детском саду - возрождение духовно-нравственной культуры
  • Тюрнина Евгения Николаевна. Опыт работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой коми народа»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь