Глушкова Ольга Ивановна Мазитова Гулия Сахабутдиновна. Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Федоры».

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Федоры».

Глушкова О.И., Мазитова Г.С., МАДОУ «Детский сад № 263 комбинированного вида» Вахитовского района г.Казани.

Цель — формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Задачи:

  • обучающие — познакомить детей с устройством русской избы; познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;
  • развивающие — развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с тканью, складывать ее в определенном порядке, получая куклу;
  • воспитательные — воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, воспитывать трудолюбие.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.); дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

 

Скачать конспект

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей словами: горница, изба, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.

Ход занятия.

Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Федора: Здравствуйте, ребятушки, меня зовут Федора.

Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Федора: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь-матушка. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими.

(Дети опускают правую руку на сердце и поклон).

Федора: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. А что означает это слово – «здравствуйте»?

Дети: ответы детей.

Федора: Здравствуйте от слова «здравие»«здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Федора: Детишки, а что на мне одето, как вы думаете?

Дети: сарафан.

Федора: Ребята, это русский национальный костюм. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами, поверх нее надевали сарафан. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. В праздничные дни одевали кокошник и душегрейку. Мужской костюм состоял из рубахи, кушака (пояса), штаны (порты) и сапоги.

Федора: Ребята, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Милости просим! Всем покажу как я живу.

Дети идут с Федорой в русскую избу, заходят, садятся на лавочки.

Федора: А вы знаете, что такое изба?

Дети: ответы детей.

Федора: Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой?

Дети: деревянный.

Федора: Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома.

Федора: Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила?

Дети: в горницу.

Федора: Правильно! В горницу! А что означает это слово?

Дети: комната.

Федора: Правильно. Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.

В избе – изба, на избе – труба.

Видит пламя народ, а тушить не идёт.

Дети: печка.

Федора: Печь в избе — самое главное? Без неё в избе жить невозможно.

В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.

Федора: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей, значит она какая?

Дети: кирпичная.

Федора: с печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?

Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.

Федора: А теперь послушайте ещё загадку.

Ножек 4, а шляпа одна

Нужен, коль станет обедать семья.

Дети: стол.

Федора: в русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая. Давайте посмотрим на стол в моей избе. Подойдите к столу. Давайте рассмотрим посуду. Какая она красивая. (Подходим и рассматриваем).

Федора: деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

Федора: любили люди почаевничать, т.е. чай попить.

А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

Выпускает жаркий пар,

древний чайник …

Предполагаемые ответы детей: Самовар.

Воспитатель: правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. Давайте попробуем и мы с вами.

(Дети пьют чай из игрушечных блюдечек).

Воспитатель: а попив чая, люди любили повеселиться.

Подвижная игра «Заря-заряница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Косы золотые, в ленты обвитые.

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Воспитатель: а еще в каждом доме был сундук. Давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что там лежит.

Воспитатель: долгими зимними вечерами бабушки, мамы, старшие сестры учили детей изготавливать кукол. Кукла пришла к нам из глубокой языческой древности, когда она являлась магическим предметом. В стародавние времена кукол приносили в жертву Богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды и счастливой любви. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где не попадя то, жди беды. Игрушки мастерились из разных материалов – вырезали из дерева, лепили из глины, плели из соломы, вязали из ниток. Но, пожалуй, самыми любимыми у всех поколений были куклы, сделанные из лоскутов ткани. Давайте мы с вами перенесемся в давние времена, сядем за стол и изготовим куклу своими руками.

Воспитатель: традиционная тряпичная кукла без лица. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Эти куклы считались обереговыми. Обереговые куклы служили для того, чтобы защитить дом и его жителей от сглаза, от болезней, от ссор, чтобы принести в дом счастье и достаток. Этих кукол очень берегли, отводили им в доме специальные места. Для их изготовления нельзя было применять колющие и режущие предметы.

Дети изготавливают по схеме обереговую узелковую куклу.

Федора: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

А куда я вас приглашала? А как называется комната, в которой вы были? А

без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?

(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Просмотров: 360
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Галиева Светлана Мунировна. Стихотворение для детей по безопасности «Мирон и Федора»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет
  • Швидкая Оксана Ивановна. КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ — РАДОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ!»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Филимонова Любовь Ивановна Чушаекова Елена Николаевна. Занятие в группе раннего возраста «Как дети солнышко будили»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Гараева Зульфия Марселовна. Сценарий развлечения для подготовительной группы по правилам дорожного движения «Как дети научили Бабу Ягу дорожным знакам»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Редактор. Новогодние стихи для детей - Дети спать пораньше лягут
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь