Глушкова О.И., Мазитова Г.С., МАДОУ «Детский сад № 263 комбинированного вида» Вахитовского района г.Казани.
Цель — формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Задачи:
- обучающие — познакомить детей с устройством русской избы; познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;
- развивающие — развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с тканью, складывать ее в определенном порядке, получая куклу;
- воспитательные — воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, воспитывать трудолюбие.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.); дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Скачать конспект
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей словами: горница, изба, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.
Ход занятия.
Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.
Федора: Здравствуйте, ребятушки, меня зовут Федора.
Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Федора: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь-матушка. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими.
(Дети опускают правую руку на сердце и поклон).
Федора: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. А что означает это слово – «здравствуйте»?
Дети: ответы детей.
Федора: Здравствуйте от слова «здравие» — «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
Федора: Детишки, а что на мне одето, как вы думаете?
Дети: сарафан.
Федора: Ребята, это русский национальный костюм. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами, поверх нее надевали сарафан. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. В праздничные дни одевали кокошник и душегрейку. Мужской костюм состоял из рубахи, кушака (пояса), штаны (порты) и сапоги.
Федора: Ребята, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Милости просим! Всем покажу как я живу.
Дети идут с Федорой в русскую избу, заходят, садятся на лавочки.
Федора: А вы знаете, что такое изба?
Дети: ответы детей.
Федора: Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой?
Дети: деревянный.
Федора: Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома.
Федора: Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила?
Дети: в горницу.
Федора: Правильно! В горницу! А что означает это слово?
Дети: комната.
Федора: Правильно. Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.
Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.
В избе – изба, на избе – труба.
Видит пламя народ, а тушить не идёт.
Дети: печка.
Федора: Печь в избе — самое главное? Без неё в избе жить невозможно.
В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.
Федора: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей, значит она какая?
Дети: кирпичная.
Федора: с печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.
Федора: А теперь послушайте ещё загадку.
Ножек 4, а шляпа одна
Нужен, коль станет обедать семья.
Дети: стол.
Федора: в русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая. Давайте посмотрим на стол в моей избе. Подойдите к столу. Давайте рассмотрим посуду. Какая она красивая. (Подходим и рассматриваем).
Федора: деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
Федора: любили люди почаевничать, т.е. чай попить.
А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?
Выпускает жаркий пар,
древний чайник …
Предполагаемые ответы детей: Самовар.
Воспитатель: правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. Давайте попробуем и мы с вами.
(Дети пьют чай из игрушечных блюдечек).
Воспитатель: а попив чая, люди любили повеселиться.
Подвижная игра «Заря-заряница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Косы золотые, в ленты обвитые.
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
Воспитатель: а еще в каждом доме был сундук. Давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что там лежит.
Воспитатель: долгими зимними вечерами бабушки, мамы, старшие сестры учили детей изготавливать кукол. Кукла пришла к нам из глубокой языческой древности, когда она являлась магическим предметом. В стародавние времена кукол приносили в жертву Богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды и счастливой любви. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где не попадя то, жди беды. Игрушки мастерились из разных материалов – вырезали из дерева, лепили из глины, плели из соломы, вязали из ниток. Но, пожалуй, самыми любимыми у всех поколений были куклы, сделанные из лоскутов ткани. Давайте мы с вами перенесемся в давние времена, сядем за стол и изготовим куклу своими руками.
Воспитатель: традиционная тряпичная кукла без лица. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Эти куклы считались обереговыми. Обереговые куклы служили для того, чтобы защитить дом и его жителей от сглаза, от болезней, от ссор, чтобы принести в дом счастье и достаток. Этих кукол очень берегли, отводили им в доме специальные места. Для их изготовления нельзя было применять колющие и режущие предметы.
Дети изготавливают по схеме обереговую узелковую куклу.
Федора: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?
А куда я вас приглашала? А как называется комната, в которой вы были? А
без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?
(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
|