Токарева Ирина Владимировна. Воспитатель ГБОУ Школа № 2127, г. Москва.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых…» (пункт 2.6. ФГОС ДО).
Одной из основных целей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственное воспитание, неотъемлемым компонентом которого является воспитания этикета у детей дошкольного возраста. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности ребенка. К формированию основ культуры этикета относятся: а) знание этикетного правила; б) понимание его разумности и необходимости; в) умение применять его; г) эмоциональное переживание от его выполнения. Процесс формирования у детей навыков этикета должно быть интересным, доступным и увлекательным, для чего необходимо использовать различные формы работы.
В организованной образовательной деятельности могут быть использованы следующие темы
- «Что такое этикет?»,
- «Привычки хорошие и плохие»,
- «Зачем быть вежливым?»,
- «Кто такие интеллигентные люди?»,
- «Волшебные слова»,
- «Какие бывают приветствия?»,
- «Праздник этикета».
Игровые обучающие ситуации:
- “Как принимать подарки”,
- “Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе”,
- «Винни-Пух идет в гости к Пятачку»,
- «Город вежливости»,
- «Вежливый ручеек».
Беседы:
- «Кто такие культурные люди?»,
- «Каким я хочу быть?»,
- «Этичные и неэтичные поступки»,
- «Если с другом вышел в путь»,
- «Умеешь ли ты дружить?»,
- «Гостям всегда рады»,
- «Зачем нужны правила?».
Чтение художественной литературы:
- С. Я. Маршак “Ежели вы вежливы”,
- О. В. Корчинова «Детский этикет» ”
- глава “Кто придумал этикет”,
- В. Осеева “Волшебное слово”,
- Г. Остер «Будем знакомы».
Для воспитания этикетного поведения у детей необходимым условием является связь с семьей, которая позволяет сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный культурный и образованный человек
|