Авторы: Савченко Валерия Витальевна, Маркова Галина Владимировна, Савченко Алевтина Владимировна, Хижняк Олеся Викторовна
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, средний дошкольный возраст, воспитание.
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста. Проанализированы и подобраны педагогические условия, позволяющие развивать у детей социально-коммуникативные навыки.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Сформированность социальных навыков подразумевает готовность детей в соответствии со своими возрастными особенностями вступать во взаимоотношения с окружающими сверстниками и взрослыми: договариваться, согласовывать, координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями других людей.
В научной литературе (исследования Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой), отмечается, что социальное развитие детей осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту дошкольников виды детской деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка), содержание, эффективные методы и формы работы.
Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Развитие при этом – динамичная категория, подразумевающая изменение и совершенствование, и, для создания целостности этого процесса, требующая не только составление определённого плана мероприятий, но и выстраивание их в соответствии с постулатами общепризнанной и апробированной временем теории развития.
На основе изучения научно литературы, мы подобрали необходимые педагогические условия, которые будут способствовать социально-коммуникативному развитию детей средней дошкольного возраста:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
- организацию предметно-пространственной среды
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности
- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом и при поддержке родителей
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками.
И вновь мы приходим к тому, что процесс создания условия для развития социально-коммуникативных навыков должен происходить только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».
Наиболее актуальными средствами развития социально-коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста, по нашему мнению, в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, которые включают:
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Например:
— культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.);
— мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т.д.).
2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.
Например:
- как помочь заболевшей кукле
- поможем найти потерянную вещь
- как помочь девочке, которая потерялась.
3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально- приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Например:
- картинки с правилами дорожного движения
- сюжетные картинки на нравственно-этические темы
- персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и
получить представление о правильном поведении.
4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.
Например:
- украшаем детский сад к празднику
- сажаем огород на подоконнике
- готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т.д.)
- научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.
5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно- изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.
Например:
— рисуем свою семью;
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта
Список используемой литературы:
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под. Ред. Т.С. Комаровой, – М.: Академия, 2010.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. –М.: Баласс, 2007. — 160 с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
- СайкоЭ. В. Взаимодействие в социальном мире и специфика его действия// Мир психологии. 2008. №01. С 289.
|