Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возрастаРолевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Авторы:

  • Привалова Галина Федоровна, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово
  • Немкина Ирина Борисовна, воспитатель МКДОУ детский сад №15 "Ромашка", г. Таштагол Кемеровской области

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В начале ХХI века происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы по развитию коммуникативных навыков детей. Но, к сожалению, современные дети стали менее общительными и отзывчивыми, они стали реже общаться со взрослыми и сверстниками, предпочитая компьютерные игры, просмотр телевизора.

Известно, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение среди людей. Коммуникативные навыки дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Именно старший дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

 

Ролевая игра, являясь творческой деятельностью, с помощью которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, становится важным средством развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Педагогами, воспитателями и родителями отмечено, что коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста напрямую влияют на успешность их обучения в общеобразовательной организации, на уровень их социализации, а также их общее развитие.

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного приоритетным считается социально-коммуникативное развитие, как одно из главных направлений воспитательно-образовательного процесса. Согласно ФГОС, в дошкольных организациях следует обращать внимание на развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий и др.

Вопросы развития коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста уже рассматривались в научных трудах. Так исследователи Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова в своих работах обосновывают значимость дошкольного периода для коммуникативного развития детей, отмечают, что развивать коммуникативные навыки надо еще в дошкольном возрасте, когда ребенок способен легко впитывать в себя все новое, чему его обучают окружающие.

Изучая влияние ролевой игры на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Детского сада №15 «Ромашка» г. Таштагол Кемеровской области. В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте от 5 до 6 лет, вошедших в контрольную группу и 12 детей в возрасте от 5 до 6 лет, вошедших в экспериментальную группу.

На первом этапе было проведено наблюдение и анализ игровой деятельности детей, беседа с детьми. Для определения уровня развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста была использована методика, разработанная Калининой Р.Р. Воспитателем старшей группы была организована ролевая игра в группе, состоящей из 12 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который вместе с воспитателем исполнял диагностическое наблюдение.

Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальное содействие в случае необходимости. Для начала была выбрана темы игры «Путешествие», суть которой заключалась в оказании помощи одними детьми другим. Например, путешествуя, один из детей мог заболеть и ему необходимо обратиться к доктору. Затем дети дружно строили мост, чтобы перебраться через речку, готовили обед, чтобы подкрепиться к дальнейшему путешествию.

В ходе игры воспитателем проводились наблюдения за детьми. Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу. При анализе стало видно, что большая часть детей (8 человек) имеет обычный уровень развития коммуникативных навыков. Для таких детей типично последовательное выполнение игровой роли, которую они представляли. Дети со средним уровнем развития диалогической речи вступали в ролевое взаимодействие с ровесниками без особой инициативы. Игра детей не отличались творческим развитием сюжета, не вызвала у детей оживления и потому продолжительность её была недолгой.

В связи с полученными данными, следующим этапом было проведение беседы, основной целью которой стало выявление отношения детей к игре, их предпочтения в выборе темы игры и партера по игре. Были подготовлены следующие вопросы:

- в какие игры ты любишь играться в детском саду?

- в какие игры ты играешь дома?

- с кем ты играешь дома?

- с кем тебе более нравится играть, с детьми или взрослыми?

- в какие игры тебе нравится играть с взрослыми? В какие с детьми?

Анализ ответов показал, что из любимых сюжетных игр в саду дети назвали следующие: «Больница» (34 %), «Магазин» (58 %) — девочки; «Дочки-матери» (72 %), «Война» (67%) — мальчики. Дома дети выбирают такие игры, как: «Дочки-матери» (в куклы) (82 %) – девочки; «Транспорт», «Война» ( «в машины и солдатиков») (61 %) — мальчики, в компьютерные игры (75 %), конструктор (24 %). Дома 46 % детей играют одни, с родителями 35 %, с братьями и сестрами 16 %. Партнером в игре дети чаще предпочитают сверстника (85%), чем взрослого (15 %). С взрослыми играют в дидактические игры: лото, мозаика, шашки и т. п. (28 %), в подвижные игры: футбол, теннис, катание на велосипеде (72 %), в сюжетные игры: «Школа», «Дочки-матери» (25 %). С детьми играют в подвижные игры: «Прятки», «Классики», «Гуси-гуси» и т. д. (75 %), в сюжетные игры (85 %).

На втором этапе констатирующего этапа эксперимента было организовано анкетирование и индивидуальные беседы с воспитателями. Цель: выявить характерные для воспитателей представления об организации сюжетных игр дошкольников, о роли педагога и родителей в развитии сюжетно-ролевых игр.

В анкетировании приняли участие 4 педагога, участвующие в эксперименте. Анализ анкет и индивидуальных бесед с воспитателем позволил установить следующее: Все педагоги отметили, что испытывают трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте. Воспитатели изъявили желание, познакомится с новыми исследованиями по проблеме развития сюжетно-ролевых игр, почитать литературу, получить знания от методиста.

На следующем этапе мы предложили заполнить анкету родителям с целью выявления отношения родителей к играм детей. Анализ анкет показал следующее: родители, в основном понимают важность значения игры в жизни ребенка. По возможности они сами принимают участие в играх детей (72 %), но некоторые отметили, что у них не хватает времени играть с ребенком (20 %). Инициатором совместной игры чаще выступает сам ребенок (76 %). Совместные игры детей и родителей в большинстве своем – развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие принимают редко. Многие осознают значимость совместной игры с ребенком, акцентируя внимание на том, что совместная игра их сплачивает, взрослый является примером для ребенка, ребенок чувствует, что его любят. В своих ответах родители отметили, что игра, безусловно, влияет на общее развитие ребенка.

Проанализировав полученные данные первого этапа констатирующего этапа, мы пришли к выводу, что:

  • ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются недостаточным уровнем развития: однообразны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов
  • ролевое поведение детей характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами
  • воспитатели испытывают потребность в повышении квалификации по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей
  • родители в основном положительно относятся к играм детей, но предпочитают играть с детьми в развивающие, спортивные игры, не уделяют значительного внимания ролевым играм
  • типичным для воспитателей и родителей является представление о спонтанном развитии сюжетно-ролевой игры как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Для проведения второго этапа констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей по 12 человек: контрольную и экспериментальную.

В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня коммуникативного развития детей:

  • выявление объема активного словаря
  • выявление состояния звукопроизношения
  • выявление состояния контекстной речи.

Для изучения уровня развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста мы применяли следующие задания:

Методика № 1, разработанная Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной: «Какой предмет?»

Цель: выявить объем активного словаря.

Материалы: предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например, мяч, ложка, чашка, рукавица.

Процедура проведения: Исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т.д. спрашивают: «Какой…?», чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.

Следующий этап: обработка данных.

Подсчитывают правильность называния

1 балл — наличие правильного ответа.

0 баллов — неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов — высокий уровень объема словаря,

7-9 -баллов — средний уровень,

2-6 балла — низкий уровень,

0-1 балла — очень низкий уровень.

Методика № 2: «Назови что видишь» (Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Для проверки правильности звукопроизношения детей попросили самостоятельно назвать приведенные им картинки, которые подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Рь, Л, Ль. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком.

Обработка данных.

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и конце слова. Обращали внимание на четкость произношения: сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

13 баллов — все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов — упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении: "р".

5-9 баллов — не произносит звуки "р" смычные, щелевые.

0-4 баллов — ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13 — баллов — очень высокий уровень

10-12 баллов — высокий уровень.

5-9 баллов — средний уровень.

0-4 балла — низкий уровень.

Методика № 3: «Опиши картинку» (Методика Эльконина Д.Б.)

Цель: определить умение составлять связный рассказ»

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок и просят рассказать, что изображено на ней, например:

  1. "Дедушка вскапывает землю".
  2. "Дедушка садит дерево".
  3. "Дедушка поливает цветы".
  4. " Дедушка собирает грибы".

Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли ему изображение и обращали на это внимание. После того, как были рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.

Обработка данных:

Фиксировалось наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, правильного употребления грамматических форм.

Оценка результатов.

10 баллов — в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.

8-9 баллов — 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов — 6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов — 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла — 2-3 фрагмента речи.

0 баллов — не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

10 баллов — очень высокий уровень развития речи.

8-9 баллов — высокий уровень,

4-7 баллов — средний уровень.

2-3 балла — низкий уровень.

0-1 балла — очень низкий уровень.

Методика № 4: «Образуй слова» (Методика Эльконина Д.Б.)

Цель: выявить умение образовать множественное число имен существительных.

Материал: 10 картинок изображением предметов в единственном числе, например, книга, шапка, кукла, диван, ухо.

Детям предлагалось назвать приведенные им картинки, например, птица-птицы, кукла-куклы, машина-машины и т.п.

Обработка данных: фиксировалось количество правильных ответов:

10 баллов — все правильные ответы

7-4 баллов — 7- 4 правильных ответа

0-3 баллов — 0 — 3 правильных ответа

Оценка результатов:

10 — 8 баллов — высокий уровень

7 — 4 баллов — средний уровень

0 — 3 баллов — низкий уровень.

В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи.

В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 6 детей экспериментальной группы (66%) и 4 детей контрольной (22%). Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети внимательно всматривались в предмет, брали его в руки, улыбались, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Нами наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети безошибочно называли изображение на картинках.

Известно, что в 5-6 лет звукопроизношение еще не сформировано окончательно, поэтому тот результат, который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. В речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам. Как правило, они возникали у детей, которые не сталкивались с подобными ситуациями, и, следовательно, не имели представления о том, какое действие на ней изображено.

Подводя итог, нужно отметить воспитательное значение ролевой игры в коммуникативном развитии ребенка. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, самостоятельность, умение проявить инициативу. Результаты исследования наглядно показали приоритетное значение ролевых игр в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л. Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 111 – 113, 118 –120.
  2. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: учебник для вузов / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2014. – 268 с.
  3. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Плюс До и После. — 2015. — № 2. — С. 3-7.
  4. Маханева, М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 5 до 7 лет [Текст] / Д.М. Маханева. -М.: ТЦ Сфера, 2012. – 344 с.
  5. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. -метод. пособие / А. Г. Самохвалова. — СПб.: Питер, 2011. – 231 с.
  6. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
Просмотров: 1215
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Завадская Светлана Николаевна. Конспект открытого занятия на развитие связной речи для детей с ОНР (ІІІ уровень) (старшая группа) Тема: «Животные на ферме»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь