Борисова В.Н., Макарова Т.А. Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им М.К. Аммосова г.Якутск, Россия
GAMES-TRAVEL AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE Borisova V.N., Makarova T.A. Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University im M.K. Ammosov Yakutsk, Russia
Происходящая модернизация российского дошкольного образования нашла свое отражение в новом государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте определено содержание образовательной области "Познавательное развитие", целью которого является развитие познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательского интереса в разных видах детской деятельности [2].
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является значимой. Познавательный интерес, имея мощные побудительные и регулятивные возможности, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. [3].
Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется наиболее успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи. [1].
Суть познавательного интереса — это избирательная направленность личности на сам процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого». Интерес является личностным образованием. Психологическая природа интереса — интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Мотив познания – внутренне побуждение к деятельности [4]. Уже в дошкольном детстве познавательные интересы имеют развитую структуру. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса.
К ним относятся:
- Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками).
- Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач.
- Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес.
- Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале. [5].
Проблема развития познавательного интереса дошкольников на всех этапах образования является одной из актуальных, так как является необходимым условием всесторонне развитой личности. Развитие познавательного интереса способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди возможных средств познавательного интереса можно выделить игру-путешествие.
Игра-путешествие применима для детей любого возраста, так как, во-первых, присутствует интересный сюжет; во-вторых, ребята могут "путешествовать" на различных видах транспорта, с маршрутными картами и т.д.; в-третьих, в целом содержание станций расширяет кругозор, пополняет его знаниями из различных областей, обогащает знакомством с разнообразными видами деятельности.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.
Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. [6]. Игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д. Игра-путешествие – комплексная форма организации деятельности детей, так как решает целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих. Она может познакомить детей друг с другом, с разнообразными видами деятельности или с формами подведения итогов чего-либо (проверить знания, умения, навыки …).
Исходя из этого, мы провели опытно-экспериментальную работу для выявления уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством игр-путешествий.
Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было повысить уровень познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством игр-путешествий. В эксперименте участвовали дети старшей группы "Ягодка" МБДОУ детского сада №43 "Улыбка" города Якутска в количестве 20 человек (экспериментальная группа 10 чел., контрольная группа 10 чел.).
Цель констатирующего этапа — определение уровня развития познавательного интереса старших дошкольников. Для этого использовались методики «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер); познавательная мотивация, направленность интересов, методика «Беседа» (М. В. Марусинец); методика «Угадай, что в ящике»; методика "Загадка".
Цель формирующего этапа — повысить уровень познавательного интереса старших дошкольников посредством игр-путешествий. Для этого использовалась игра-путешествие «Путешествие по океану интересов».
На основании экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста высокий уровень по всем методикам 11%, средний уровень — 37%, низкий уровень 52%. После проведения игр-путешествий старшие дошкольники на втором занятии были заинтересованы игрой, тем самым можно было установить, что познавательный интерес повышался. После проведения повторной диагностики на итоговом этапе коэффициент контрольной группы остался без изменений, экспериментальной группе уровень познавательного интереса заметно повысился: высокий уровень — 44%, средний — 50%, низкий — 6%.
Таким образом, по результатам анализа можно сделать вывод о том, что игры — путешествия наиболее эффективны для развития познавательного интереса. Тем самым развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами игр-путешествий дает возможность использовать на практике в ДОО.
Список использованной литературы:
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. — М., 1955. — С. 3-14.
- ФГОС ДО (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года)
- Федеральный закон РФ2 «Об образовании в Российской федерации №273ФЗ
- Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М., 1994.
- Щукина Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
Интерес-ресурсы:
6. html — Виды дидактических игр
|