Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»
Подготовила и провела Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207 Довгаль И. В. Москва 2018
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.
Задачи:
- развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
- удовлетворение разнообразных литературных интересов детей
- формирование у дошкольников интереса к художественной литературе
- создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе.
Скачать: Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса» (презентация - 1)
Скачать: Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса» (презентация - 2)
- О значении детской книги в развитии дошкольника – сообщение старшего воспитателя.
- Аналитическая справка тематической проверки «Содержание и работа книжного уголка в группе» — сообщение старшего воспитателя.
- Основные требования к оформлению книжных уголков — презентация старшего воспитателя.
- Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению – презентация воспитателя группы.
- Деловая игра с педагогами «Детская книга»
- Тест-опрос «Использование книжного уголка детьми»
- Проект решения.
ХОД ПЕДСОВЕТА
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами окунемся в мир детской книги, чтобы еще раз увидеть ее неповторимость и уникальность. «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!» — замечательные слова Льва Токмакова – советского и российского художника иллюстратора.
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают – являются интересными собеседниками, обладают хорошей памятью, развитым воображением и большим словарным запасом. Книги оказывают влияние на нравственное, умственное, эстетическое развитие детей, на формирование грамматически правильной речи.
Роль чтения в развитии детской речи определена как чрезвычайно важная. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Чтобы привить ребенку любовь к литературе, очень важно правильно и по возрасту подбирать книги.
Для дошкольников следует подбирать детские книги, которые соответствуют возрасту ребенка. Наличие иллюстраций очень важно для дошкольников, старайтесь выбирать книгу пусть и с небольшим количеством, но качественных иллюстраций. Старшие дошкольники, слушая или читая книгу, могут уже сами фантазировать и представлять образы литературных героев, а некачественные иллюстрации могут лишь испортить впечатление о книге.
Красочная иллюстрация к интересному произведению – это и есть то необходимое, что воодушевляет ребенка к чтению, делает книгу интереснее и содержательнее. Маленький читатель учится познать мир и раскрывает свои способности и таланты, учится видеть прекрасное.
2. В нашем дошкольном отделении проходила тематическая проверка «Содержание и работа книжного уголка в группе». Проверка проходила с целью:
1. Систематизация работы с центром книги. Работа педагогов по обновлению
содержания книжных уголков в группах.
2. Обогащение предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, создание условий для всестороннего развития познавательной активности
воспитанников, повышения педагогического мастерства педагогов.
Задачи:
- Инициативы работы с центром книги, профессионального роста педагогов.
- Выявление и распространение передового педагогического опыта.
- Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.
- Вовлечение родителей к чтению художественной литературы.
По итогам проверки были сделаны выводы: размещение во всех группах специализированных центров — уголков книги отвечает концепции построения предметно- развивающей среды для организации жизни детей в системе дошкольного образования.
Принципы построения образовательной среды данных центров соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка. Среда данных центров построена с учетом возрастных различий, а также всех санитарно-гигиенических требований.
Предусмотрена достаточная освещенность во время работы ребенка с книгой.
Расположение данных центров позволяет детям свободно пользоваться всем представленным материалом. Практически во всех группах имеется достаточное количество книг и дидактических материалов. Все представленные книги соответствуют возрасту, в наличии произведения,
Предусмотренные «программой» (хрестоматии для чтения), весь книжный материал находится в хорошем состоянии, по тематике и доступности близок детям. Во всех группах предусмотрено обновление состава книг и дидактического материала. Весь иллюстративный материал эстетически оформлен, привлекателен, систематизирован по тематике, для детей представлены портреты писателей, иллюстрации к стихотворениям и рассказам.
3. Какие же основные требования к оформлению книжных уголков в группах детского сада — презентация старшего воспитателя.
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Уважаемые коллеги, давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:
- рациональное размещение в группе;
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей,
- соответствие интересам детей;
- постоянная сменяемость;
- эстетическое оформление;
- востребованность.
4. Очень важно сотрудничество с родителями по приобщению дошкольников к чтению. Дошкольный возраст – время активного становления ребенка, как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребенком и печатным художественным словом, задача воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели – воспитанию настоящего читателя. (Презентация).
5 Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю!
Педагоги делятся на две команды (каждая команда располагается за отдельным столом).
Командам дается одна минута на представление: название команды.
Первое задание: педагогам раздаются карточки, где необходимо определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача ( «Программа от рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой).
- Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рчёвым, Е. Чарушиным. (средняя группа).
- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения (младшая группа).
- Обращать внимания детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову (подготовительная группа).
- Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения (старшая группа).
Второе задание «Узнайте сказку». Педагогам предлагается узнать, о каком произведении идет речь, при этом не называются действующие лица, названия и сюжет.
- Путем неимоверных усилий некая госпожа получила желаемое. Желаемое вскоре пропало. Сначала пропала из вида этой госпожи, а затем вообще с лица земли, чему способствовала особа, наделенная умом и льстивым голосом. (Сказка «Колобок).
- Жили –были родственники в разных домах. Одна родственница пошла к другой, я вился плохой Бяка, всех съел. В конце справедливость восстановили сильные ребята из леса. (Ш. Перро «Красная Шапочка»)
Третье задание: с раннего детства мы завороженно слушаем увлекательные сказки. Становясь взрослыми, мы в свою очередь, приводим фантастический мир сказочных героев своих детей. Давайте вспомним героев любимых сказок и отгадаем про них загадки.
- Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля).
- Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не кот, а Волк).
- В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).
- Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон).
- Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят).
- Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она.. (не бегемота, а Лягушки).
- Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой Квакушка станет теперь для… (не для Буратино, а для Ивана-царевича).
- Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).
- У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).
Четвертое задание: Закончите пословицу:
- «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
- «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
- «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
- «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
- «Что посеешь…» (то и пожнешь)
- «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
- «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
- «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)
Наша игра подошла к концу, Все справились с заданиями. Молодцы.
6. Уважаемые коллеги, и в завершении нашего педсовета, заполните тест-опрос «Использование книжного уголка детьми» (педагогам раздаются листы с тестом) (Приложение № 1)
7. Решение педсовета:
- Использовать в практике разнообразные формы и методы работы с
литературными произведениями и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой и фольклором в соответствии с ФГОС ДО.
- 2. В организации работы с художественными произведениями использовать и применять литературные игры. Использовать в своей работе пословицы, поговорки, художественные произведения и театрализованную деятельность.
- 3.Систематически отображать в книжном уголке тематику занятий по
художественной литературе, ежедневно планировать индивидуальную работу с детьми в данном направлении. В режиме дня выделять постоянное время для ежедневного чтения не только произведений художественной литературы, но и познавательных книг, детских иллюстрированных энциклопедий, рассказов для детей по истории родной страны.
- 4. Систематически планировать и проводить праздники, литературные вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов.
- 5. Вести просвещение родителей по пропаганде чтения и любви к книге.
|