Проект по приобщению детей к художественной литературе «Бабушкины сказки»
(первая младшая группа)
Пояснительная записка
Речь – это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
(Н. И. Жинкин)
Актуальность:
Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения. Переизданные любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.
Скачать: Проект по приобщению детей к художественной литературе «Бабушкины сказки» (полный конспект)
Детям 2-4 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и животных, в этом возрасте дети частенько сопоставляют себя с животными, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.
Сказки о животных как жанр устного народного творчества рассказывают детям, 2-4 лет веселые и грустные истории. Эти сказки одними из первых читаются детям преимущественно в младшем, дошкольном возрасте. Их сюжеты просты и понятны даже
самым маленьким читателям.
Дети младшего дошкольного возраста еще не осознают связи между структурой художественного произведения и его содержанием, затрудняются последовательно и логично передавать текст. Именно поэтому рекомендуется использовать наглядную модель. Данный метод предлагается использовать в тот момент, когда нужно показать детям сложные, внутренние свойства, качества, особенности, отношения разных объектов в реальном мире.
Но, к сожалению, художественная литература подается дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. А ведь сказки формируют в детях многие положительные качества, например: дружелюбие и радушие (русская народная сказка «Теремок»), сообразительность и смелость ( «Медведь и девочка»), уверенность в торжестве справедливости ( «Лиса, заяц и петух»); сказки содействуют воспитанию таких ценных свойств, как жизнерадостность, чувство юмора ( «Колобок», «Теремок»).
Тема: «Бабушкины сказки»
Цель: введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
Задачи: создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- формировать умение детей воспроизводить знакомую сказку с помощью педагога
- развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь
- пополнять и активизировать словарь детей
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Гипотеза: знакомство детей с русскими народными сказками в раннем возрасте, способствует развитию связной речи детей.
Предмет исследования: связная речь детей 2-3 лет.
Объект исследования: дети 2-3 лет.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Длительность: 1 месяц (краткосрочный)
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.
Принципы образовательного процесса над проектом:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- рациональное сочетание разных видов деятельности;
- развивающий характер обучения.
Реализация проекта
Работа с детьми
1. Чтение русских народных сказок
- «Курочка Ряба»
- «Теремок»
- «Колобок»
- «Заюшкина избушка»
- «Репка»
2. НОД при помощи моделирования «Для дедушки, для бабушки испеку я колобка»;
- НОД «Чтение русской народной сказки «Теремок»
- Кукольный театр «Русская народная сказка «Курочка Ряба»
- НОД «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
- НОД «Чтение русской народной сказки «Репка»
3. Дидактические игры
- «Кто за кем?»
- «Что изменилось?»
- «Узнай сказку»
- «Собери из частей»
- «Помоги герою найти свою сказку»
4. Пальчиковые игры
- «Сорока, сорока…»
- «Водичка, водичка…»
- «Мишка спит»
- «В нашей избушке»
- «Улитка»
- и другие
5. Акция «Поможем книгам»
6. Создание выставки «Сказку угадай-ка»
7. Заучивание песенки Колобка
Работа с родителями
- Организация выставки «Моя любимая домашняя сказка»
- Консультация для родителей «Зачем читать детям книги на ночь?»
- Создание масок для театрализации
Совместная деятельность родителей и детей
Открытое мероприятие «Путешествие в страну сказок»
Содержание проекта
Содержание работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
«Для дедушки, для бабушки испеку я колобка»
Цель: формировать умение эмоционально и активно воспринимать сказку.
Материалы: игрушка колобок, цветные карандаши, листочки с приклеенным колобком, картинки персонажей из сказки.
Ход деятельности
- К нам в гости прикатился Колобок. Принес интересную сказку. Посмотрите на эту книжку она новая, красивая. Кто догадается, как она называется?
( «Колобок»)
- Давайте прочитаем эту сказку. А кто знает слова, может мне помогать.
Чтение сказки.
- Покажите, как бабушка пекла колобка.
- У нас есть герои сказки, Лера, найди здесь колобка и помести его на доску.
- Куда положила бабушка колобка?
(на окошко)
- А что сделал колобок?
(покатился по дорожке)
- Кого он встретил?
(зайца)
- Найдите зайца, поместите его на доску.
- Что же ему сказал заяц?
- А что ответил колобок?
- Кого он встретил дальше?
(волка)
- Найдите волка, поместите его на доску.
- О чем они говорили?
- Потом Колобок встретил медведя, где здесь медведь. Найдите его.
- О чем они говорили?
- И последнюю он встретил… (лису)
- Вот она, рыжая, нарядная, красивая.
- Как же лиса обманула Колобка и съела его?
Физминутка «Колобок»
Замесила бабка ни булку, ни оладушки, (руки сцеплены в замок, круговые движения)
Доставала из печи (руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи, (повороты туловища влево – вправо, руки в
стороны)
Как поставила на стол (приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел. (прыжки)
Кто же бегает без ног? (хлопки в ладоши)
Это желтый КОЛОБОК!
- А теперь давайте подойдем к столам и превратимся с вами в художников.
- Перед вами лежат листочки, на которых уже приклеен Колобок. Посмотрите, он вам улыбается. Но у него нет дорожки, по которой он бегает. Давайте мы с вами нарисуем ему дорожку.
Рисование дорожки.
- Молодцы! А теперь давайте разместим наших колобков на выставке.
Непосредственно образовательная деятельность
«Чтение русской народной сказки «Теремок»
Цель: закреплять умение воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.
Материалы: геометрические фигуры, иллюстрации к сказке.
Ход деятельности
- Ребята, а вы знаете, где живет мышка? А лягушка?
- Зайчик живет под кустом, а лиса где?
- А знаете, как называется дом у волка? Я вам скажу – логово. А у медведя – берлога.
- Сейчас я вам расскажу сказку, в которой эти звери жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок».
Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
- Вот какая сказка о животных. Вы запомнили, как она называется?
- Назовите тех, кто поселился в домике – теремке.
- Как они просились в теремок? Что они говорили?
Физминутка
(Дети выполняют движения согласно тексту)
У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы ходим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк – волчище.
И как заинька – трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
- Давайте поиграем в эту сказку. У нас уже есть домик – теремок. Давайте поселим туда зверей. Но зверей мы будем выбирать из кружочков. Какой кружок больше всего подходит к герою по цвету, тем кружком и будем обозначать.
- Кто самый первый пришел к теремку?
(мышка)
- Мышка какого цвета? (серая)
- Но мышка же очень маленькая, значит, нам нужно найти круг серого цвета и маленького размера.
- Коля, найди такой кружок и помести его возле теремка.
- Кто пришел следом за мышкой? (лягушка)
- Какого она цвета?
- Значит, мы ищем кружок зеленого цвета, это у нас будет лягушка.
- Маша, найди такой кружок и помести его возле мышки.
- Следом за лягушкой прискакал… заяц.
- Какого он цвета?
- Тоже серого, но он больше, чем мышка. Значит, мы возьмем круг серого цвета, но большой по размеру. Ксюша, найди такой кружок и помести его возле лягушки.
- Кто же пришел потом? (лиса)
- Каким же кружком мы обозначим лисичку? Варя, каким бы кружочком ты обозначила лисичку?
- Молодец, оранжевым, потому что она рыжая. Помести его возле зайца.
- Следующий кто пришел? (волк)
- Ребята, у нас уже нет серых кружочков, поэтому давайте волка обозначим черным кругом.
- Антон, найди черный круг и помести его возле лисы.
- И кто же пришел последним и сломал теремок? (медведь)
- Для него у нас остался лишь один круг. Какого он цвета?
- Егор, поставь его возле волка.
- Вот посмотрите, как мы с вами построили сказку.
- А теперь давайте повторим ее, глядя на наши кружочки.
Повтор сказки с помощью воспитателя.
- Какие вы молодцы. Вы очень хорошо запомнили и повторили сказку. Большое вам спасибо.
Кукольный театр
«Русская народная сказка «Курочка ряба»
Цель: формировать умение эмоционально воспринимать сказку, воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.
Материал: кукольный театр, книга со сказкой.
Ход деятельности
- Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Как вы думаете, что за сказку мы с вами сегодня будем читать? ( «Курочка Ряба»)
- Правильно! А сейчас садитесь поудобнее и слушайте сказку.
Чтение сказки.
- Вам нравится эта сказка?
- Назовите героев сказки.
- А сейчас мы с вами будем эту сказку рассказывать с помощью вот этих кукол.
- Давайте с помощью считалки выберем тех, кто будет показывать героя сказки.
- За дедку будет Никита, за бабку – Ксюша, за курочку – Аля, за мышку – Егор. А сказку будет рассказывать Дарина.
Рассказ и показ сказки.
Непосредственно образовательная деятельность
«Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
Цель: закреплять умение воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.
Материал: картины с изображением героев, книга со сказкой.
Ход деятельности.
- Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (заяц)
- Ой, смотрите, он еще принес с собой книгу со сказкой. Давайте попробуем догадаться, как называется эта сказка! Как вы думаете?
- Правильно! Эта сказка называется «Лиса, заяц и петух». Прочитаем её?
Чтение сказки.
- Где жили лисичка и заяц?
- Что случилось и домиком лисички?
- Давайте поставим на доску домик зайчика.
- Что же тогда придумала лиса?
- Данила, подойди и найди лису. Помести её возле домика.
- Как вы думаете, она правильно поступила? Почему?
- А что сделал заяц?
- Маша, подойди и найди зайца. Помести его на фланелеграфе, с другой стороны домика.
- Кто хотел помочь зайчику? (собака и медведь)
- Лера, подойди и найди их. Помести на фланелеграфе возле зайчика.
- Расскажите, как лиса всех пугала? Какие слова говорила?
- Кто же все-таки помог зайчику? (петух)
- Саша, подойди и найди петушка. Помести его возле зайчика.
- Расскажите, как петушок сумел выгнать лису из домика.
Физминутка «Как у наших у зверят»
Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ – топ – топ, топ – топ – топ,
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп,
А потом вприсядочку
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать –
Никому их не догнать.
- Молодцы! Садитесь на стульчики. А сейчас мы с вами еще раз расскажем сказку.
Рассказывание сказки.
Непосредственно образовательная деятельность
«Чтение русской народной сказки «Репка»
Цель: помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели.
Материалы: листы бумаги с нарисованными кружочками на каждого ребенка, карандаши, книга со сказкой «Репка», игрушечная мышка.
Ход деятельности
- Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе.
Показываю игрушечную мышку, рассматриваем её.
- Какая она?
- Ребята, эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Садитесь поудобнее, слушайте сказку.
Чтение сказки с показом иллюстраций.
- Дети, как вы думаете, мышка сама вытащила репку?
- Конечно, ей помогали все. Поэтому мы скажем нашей гостье, что хвастаться не надо. Ведь трудились все вместе, а любое дело делать лучше вместе дружно. А сейчас мы с вами эту сказку попробуем пересказать. Но сначала давайте сядем за столы.
- Что вы видите на листке?
- Поиграем в волшебников. Превратим кружки в героев сказки «Репка». А чтобы кружочки получились красивыми, нам нужно сначала размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Четыре братца»
Идут четыре братца,
Навстречу им старшой:
- Здорово, Большак!
Мишка – середка,
Гришка – сиротка,
Крошка – Тимошка.
- А теперь берем карандаши. Первый кружок превратим в репку. Репка какая?
(большая, круглая, желтая)
- У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.
- Выросла репка большая – пребольшая. И кто пошел её рвать? (дед)
- Превратим второй кружок в деда. Что же мы ему нарисуем? (глаза и бороду)
- Тянет – потянет, вытащить не может. Кого позвал дед? (бабку)
- Превратим следующий кружок в бабку. Нарисуем ей глаза, нос, рот и завязки от платочка, похожие на два маленьких кружочка.
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Кого позвала бабка?
(внучку)
- Превратим следующий кружок во внучку. Нарисуем ей глаза, нос, рот и две волнистые косички.
- Вытянули они репку? (нет)
- Кого позвала внучка? (жучку)
- Превратим следующий кружок в Жучку. Нарисуем ей ушки и хвостик колечком.
- Получилось вытянуть репку? (нет)
- Кого позвала Жучка? (кошку)
- Превратим следующий кружок в кошку. Нарисуем ей ушки, как у Жучки, и усы.
- Получилось вытянуть репку? (нет)
- Кого позвала кошка? (мышку)
- Превратим следующий кружок в мышку. Нарисуем ей круглые ушки и хвостик.
- Вытянули они репку? (да)
Физминутка.
- Репка выросла большая – пребольшая, покажите какая. (руки вверх, тянемся на носочках)
- А мышка какая? Маленькая, покажем. (сели на корточки)
- Дед у нас высокий, высокий.
- А кошечка маленькая. Покажите кошечку.
- А как Жучка умеет хвостиком вилять?
- Кошечка сердится на жучку.
- А теперь давайте посмотрим на кружочки и вспомним сказку.
Рассказывание сказки.
- Молодцы.
Тема: «Путешествие в страну сказок»
Цель: закрепить знание русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
Материал: кукольный театр по сказке «Колобок», игрушка Каркуша. Иллюстрации к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».
Ход образовательной деятельности
- Ребята, посмотрите к вам в гости прилетела Каркуша и принесла с собой картинки. Она знает, что мы с вами прочитали очень много русских народных сказок и хочет их вспомнить вместе снами.
I. Беседа по иллюстрациям.
1. Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба».
- Кого вы видите на этой картинке?
- Какое яйцо снесла Курочка Ряба?
- Кто разбил яйцо?
- Как называется сказка?
2. Иллюстрация к сказке «Репка».
- Кто посадил репку?
- Какая выросла репка?
- Кто помогал деду тянуть репку?
3. Иллюстрация к сказке «Теремок».
- Кто жил в теремке?
- Кто разломал теремок?
Какие же вы молодцы, ребята, все сказки отгадали.
II. Инсценирование сказки «Колобок».
- А сейчас мы пойдем в гости к сказке, а как она называется, вы мне потом скажите.
Мы шагаем по дорожке.
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладошки.
Раз, два! Раз, два!
- Посмотрите, коробочка, давайте посмотрим что там.
- Кто это? (колобок)
- Как же называется сказка? Давайте попробуем ее рассказать.
- Жили-были дед да баба. Вот сказал дед бабе: «Испеки мне колобок». Старуха так и сделала, намела, наскребла и скатала Колобок, испекла его и положила на окошко остывать. Надоело Колобку лежать. Он и покатился. И мы пойдем за ним. Катится Колобок, катится, а навстречу колобку…
- Посмотрите. Прыг, скок, скачет… (зайчик) белый бок.
Зайчик. Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок (воспитатель держит игрушку на руке). Не ешь меня, зайчик, я тебе стихотворение про зайчика расскажу. Давайте поможем колобку, расскажем стихотворение.
Физминутка
Жили-были зайчики на лесной опушке,
Жили-были зайчики в беленькой избушке,
Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики, надевали тапочки.
Прыгали по полю.
- И покатился Колобок от зайчика. Катится колобок, катится, а навстречу ему кто-то идет. — Угадайте, кто?
Он в лесу холодном
Ходит злой, голодный.
(Волк)
Волк. Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою. Я Колобок, Колобок…
- Пропел Колобок свою песенку и покатился дальше, только волк его и видел.
- Катится колобок, катится, а навстречу ему…
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
Медведь. Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок. Не ешь меня, медведь, давай лучше поиграем.
Игра «Медвежонок».
(Медвежонок в кругу на стульчике, дети водят хоровод, убегают).
Медвежонок, медвежонок
Спит зимой в берлоге.
Тише, дети, не шумите,
Медвежонка берегите,
Тихо подходите, ласково будите.
- Покатился Колобок дальше. Навстречу ему …
Рыжая плутовка,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Кто это?
(лиса)
Лиса. Колобок, колобок, я тебя съем.
Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою и поиграем.
- Но лиса была хитрая она Колобка ам и съела.
- А бабушке и дедушке без Колобка скучно. Давайте, ребята, слепим из теста им Колобка, что бы дед с бабой не грустили.
- Какой Колобок? (Круглый, желтый, веселый).
Лепка колобка из теста
- Понравилось вам путешествовать по сказкам?
- Какие сказки мы с вами вспомнили?
- Где живут медведь, лиса, заяц, волк?
- Молодцы, ребята. Красивые Колобки у вас получились.
|