Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»
Образовательные области: коммуникация, познание, социализация. (средний возраст)
Выполнила: Козлова И.К. воспитатель 1 кв. категории г.Арзамас, 2015г.
Программное содержание:
Обучающая:
Учить детей изменять сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию, используя элементы ТРИЗ; составлять рассказ используя мнемотаблицы;
Развивающая:
Формировать умения читать схемы по сказкам; Развивать творческие способности детей к анализу ситуаций;
Воспитывающая:
Приобщать воспитанников к сокровищам народной культуры, через русскую народную сказку. Продолжать воспитывать любовь и уважение к народному творчеству; вызвать у детей интерес к осмыслению литературного произведения.
Методические приемы:
Словесные: художественное слово, сочинение сказки, вопрос – ответ, беседа о характере новой сказки, игра «Что было бы, если бы…»
Наглядные: игровые персонажи (бабушка Арина, Колобище), сюрпризный момент (сладкий подарок и всхожее тесто), наблюдение, показ модифицированной сказки «Колобок», сюжетные картинки и схемы по сказкам.
Практические: работа с геометрическими формами (игровизор «Собери предмет»), работа по мнемо-схемам, физкульт минутка, муз. сопровождение.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, беседы, игры-драматизации, работа со схемами, составление рассказов по мнемо-таблицам, разучивание движений физ. минутки, творческая игра «Дополни рисунок», словесные игры «Волшебная дорожка», «Что было, что будет», игра с пиктограммами «Угадай настроение»
Дифференцированный подход:
Детям с низким уровнем развития речи — Артему М., Алине Б, предлагаются схемы раннее изученных сказок; составление рассказа по меньшему количеству картинок-символов; игра «Дополни рисунок» с меньшим кол-вом деталей;
Детям со средним уровнем развития речи — Роме К, Диме Б., Лене К., Алине Ш. составление рассказа по большему количеству картинок-символов; игра «Дополни рисунок» с большим кол-вом деталей;
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: магнитная доска, предметы (тесто), схематические картинки по сказкам, элементы костюмов сказки «Колобок», русского костюма, элементы театра «Бибабо» (лиса, волк, заяц, медведь), сюжетные картинки — символы для придумывания сказки, элементы декора русской избы.
Раздаточный материал: геометрические формы (круг и разноцветные детали), предметный картинки.
Ход занятия:
Дети приходят к бабушке Арине в гости.
(Стоит русская печка, стол с самоваром, посуда)
Бабушка Арина:
- Здравствуйте мои дорогие, здравствуйте мои хорошие. Вот опять мы с вами встретились в моей русской избе. Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам. Я вам приготовила схемы-загадки русских народных сказок. И сейчас посмотрю, как вы знаете их.
(На мольберт воспитатель выставляет схемы 5-6 сказок, и предлагает детям узнать, какая сказка здесь спрятана, и как догадались)
- Сказка «Лисичка со скалочкой»
- Сказка «Заюшкина избушка»
- Сказка «Три медведя»
- Сказка «Гуси-лебеди»
- Сказка Маша и медведь»
Бабушка Арина:
- Пока я вас ждала, замесила тесто. Хочу испечь для вас колобок кругленький румяненький. Для него приготовила тесто. Положила муки, масло растительного, соль, сахар, добавила воды и много-много дрожжей. Посмотрим, что же у нас получилось. Ой, сколько много тесто…
Что же я сделала не так?
Ответы детей
(Положила много дрожжей)
Бабушка Арина:
- Если бы у меня было мало тесто, то я бы испекла для вас колобок маленький.
-А теперь какой колобок у нас получится?
-Как мы его назовем?
Дети:
-Колобище.
Бабушка Арина:
- И будут у него не руки, а …
Ответы детей:
(ручищи, глазищи, ножищи)
Бабушка Арина:
- А вот и сам Колобище пожаловал
(входит Колобище переодетый ребенок)
Колобище:
- Здравствуйте ребята! Хотите услышать сказку про меня. Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.
Показ сказки, используя театр «Бибабо» и р-к ст. группы
СКАЗКА ПРО КОЛОБИЩЕ
Жили-были старик со старухой. Говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу помети, по сусекам поскреби, не наскребешь ли муки на колобок»
Взяла старуха перышко, по коробу поскребла, по сусекам помела и наскребла муки на колобок.
Замесило тесто на дрожжах, состряпала колобок и положила его на ночь. А он за ночь так вырос, что не смог поместиться в избушке. Крышка ее треснула, стены повалились, и колобок выкатился во двор. А со двора – прямиком в лес.
Катиться колобок по лесу, верхушки берез задевает. Навстречу ему заяц. Говорит колобок зайцу:
Я колобище, зверей грозище.
Я избу сломал, на волю попал.
Сейчас я тебя, зайца, съем!
Не успел заяц глазом моргнуть – съел его колобок. Катится дальше, и все растет, растет…Уже до сосновых веток достает. Навстречу ему волк. Говорит колобок волку
Я колобище, зверей грозище.
Я избу сломал, на волю попал.
Я зайца съел
Сейчас и тебя, волка, съем!
Не успел волк ухом повести – съел его колобок.
Катится дальше, и расти продолжает. Уже выше горы стал. Навстречу ему медведь. Говорит колобок медведю
Я колобище, зверей грозище.
Я избу сломал, на волю попал.
Я зайца съел, и волка съел
Сейчас и тебя, медведя, съем!
Не успел медведь вздохнуть, съел его колобок. Катится дальше, и расти продолжает. И уж не колобок он, а невиданный великан. Облака перерос, а навстречу ему лиса. Говорит колобок лисе:
Я колобище, зверей грозище.
Я избу сломал, на волю попал.
Я зайца съел, и волка съел, и медведя съел
Сейчас и тебя, лиса, съем!
А лиса ему в ответ: «Хорошо, ты меня съешь, но только выполни пожалуйста мое желание»
«Какое?» — спрашивает колобок
«Ты ведь великан, что тебе стоит до солнца дотянуться? Уж очень хочется солнышко поближе рассмотреть!»
Дотянулся колобок-великан до солнца, а солнышко как начало его жарить! Очень скоро превратился он в большой пирожок. А лиса его — ам! И съела и остыть не успел!
(после сказки колобок убегает)
Бабушка Арина:
- Почему колобок стал таким огромным?
- Как изменился у него характер?
- Каким он стал?
- А какую песенку он пел?
- Кто перехитрил колобка?
- Каким образом?
- Что стало с колобком?
- Какая вам больше понравилась русская народная или новая?
- Почему?
Ответы детей:
Бабушка Арина:
- Хорошо вы справились с моими вопросами. А теперь я вам предлагаю со мною поиграть.
Физ. минутка «Репка»
Бабушка Арина:
- А у меня для вас есть еще сюрприз. Я приготовила волшебные картинки по которым вы сочините для меня сказочку про колобка. А начните свою сказочку так: «Замесила бабушка тесто…»
(Воспитатель на мольберте выстраивает картинки, по которым р-к рассказывает, что было бы если-бы)
Бабушка Арина:
- Какие хорошие сказочки у вас получились, хорошо вы научились сочинять.
Бабушка Арина:
- Ну и последний сюрприз, который я для вас приготовила это игра «Собери предмет»
(на столе у каждого р-ка приготовлен круг с дополнительными элементами)
Бабушка Арина:
- Молодцы ребята. Какие красивые предметы у вас получились тут и чайник, и тарелочка, солнышко и ягодка. Вы и сочинять и фантазировать горазды.
Литература:
- Методические советы к программе «Детство», Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, «Детство-пресс», 2001г.
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, З.А. Михайлова, изд. «Акцент», С-П, 1997г.
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», В.И. Логинова, изд. «Акцент», С-П, 1999г.
- Картинки без запинки, Н.П. Валюлес, С-П, ТОО ТРИЗ-шанс, 1995г.
- Конспекты интегрированных занятий, А.В. Аджи, Воронеж, 2009г.
- Методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ», Саров, 2009г.
- Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии», А.И. Никашин, А.М. Страунинг, Ростов на Дону, 1991г.
|