Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 Кронштадтского района Санкт- Петербурга
Подоприхина Галина Павловна Воспитатель ГБДОУ №14 Первой квалификационной категории Кронштадтского района Санкт- Петербурга
Подготовительный этап:
«Книга- лучше телевизора поверьте! Книгу можно подержать, Её можно полистать, С нею можно поиграть,
И с неё нарисовать Иллюстрацию свою. Развиваем с книгой речь, Надо нам ее беречь.
Книга- наш любимый друг С ней не страшен нам досуг.»
Актуальность:
Скачать: едагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны» (полный конспект)
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Почему возникла идея проекта «Книги разные важны, книги каждому нужны» для детей в младшей группе. Мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Данный проект начался с вопроса «Часто ли родители читают им книги?» многие из воспитанников группы ответили — что нет.
Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.
В современных условиях жизни идет снижение читательского интереса у детей. Дети не видят и не воспринимают литературу в единстве его содержания, смысла и выразительности. Не видят все многообразие и красоту литературной речи. Дети не любят слушать и конечно же читать художественные произведения. Нет стремления выразить свое отношение к произведению, попытаться объяснить и выразить смысл его. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Дети не имеют практически никакого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. А знакомиться ребенок с первыми произведениями это со сказками, на опыте героев сказок он учиться, это они остаются с ним на всю жизнь. Дошкольники не умеют сами составлять рассказы из-за низкого словарного запаса, они не имеют общего представления о книге вообще.
Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу. Сейчас наблюдается тенденция замена книги мультфильмами и компьютерами. В следствии этого у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т.д. все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образцы поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.
Участие дошкольников в проекте «Книги разные нужны, книги разные важны» позволит им обогатить представления о книге, о ее значимости, развивать связную речь, и конечно же творческие способности. Самое главное это при работе над проектом опираясь на активность и инициативность дошколят, на их любовь к чем-то новому, раскрыть и показать, книги это источник знаний – это верный друг.
Паспорт проекта:
Цель: формирование у дошкольников ценностного отношения к книге и ее многообразию через познавательную и творческую деятельность.
Задачи:
- Расширять представления детей о многообразии книг, о том, как создаются книги;
- Формировать у детей коммуникативные и познавательные умения: умение наблюдать, слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умения вести диалог; сравнивать;
- Развивать творческие способности, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, культуру общения и поведения в социуме;
- Формировать у детей потребность ежедневного общения с книгой
- Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой;
- Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе;
- Воспитывать бережное отношение, любовь к книге
Предварительная работа:
- Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта;
- Дневные литературные чтения, беседы о прочитанных книгах
- Совместная деятельность по ознакомлению с литературными произведениями,
- Подбор загадок и пословиц о книге;
- -Оформление и оснащение уголка «Книжкин дом»;
- Беседа с детьми на тему: «Книги разные нужны, книги разные важны»;
- Выставка: «Разнообразный мир книг»;
- Консультации для родителей: «Книжка заболела»;
- Беседа: «Путешествие в прошлое книги»;
- Беседа: «Правила работы с книгой»
- Выставка «Закладка для книжки своими руками».
- Анкетирование родителей;
- «Книжкина» неделя в детском саду;
- Конструирование «Книжки-малышки»;
- Консультация для родителей «Читаем вместе»;
- Совместная деятельность по изо «Любимые герои сказок»;
- Папка-передвижка «Расти с книжкой малыш»;
- Памятка для родителей «Как воспитать любовь к чтению»;
- Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Время выполнения проекта: (ноябрь2017г. — май 2018г.)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Необходимые материалы: Технические средства оснащения, игровое оборудование, информационный материал для родителей, игротека.
Предполагаемый продукт проекта:
- Выставка «Книжкин дом»
- Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.
- Альбом: «Книга о книге».
- Презентации «Откуда возникла книга», «Книги разные важны, книги каждому нужны»
- Коллективная работа «Книжное дерево»
Ожидаемые результаты:
От детей:
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
- Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
- Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
От родителей:
- Привлечение родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
- Активное участие родителей в жизни детского сада.
- Установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
- Возрождение чтения в кругу семьи.
От педагогов:
- Ведение активной работы по развитию познавательных, творческих способностей детей.
- Использование различных форм работы, интеграцию образовательных областей.
- Распространение и обобщение опыта.
- Совершенствование техники проектной деятельности.
Основной этап:
Перспективная программа проекта для взаимодействия с детьми
Литература:
- Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги»
- Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги».
- Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
- Поликарпова И. Б. Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
- Пушкин А.С. Сказки. -М.: Детская литература, 2007г.
- Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
- Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г
- Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. — №6.
- Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. — №1
|