Проектная деятельность «Наши любимые книги» средняя группа
Воспитатель Ягьяева Альбина Залимхановна Департамент образования города Москвы восточное окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1028
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно-развивающие знания и умения, систему нравственно-эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.
Скачать: Консультация для педагогов — выразительность речи (презентация)
Скачать: Проектная деятельность «Наши любимые книги» средняя группа" (материалы к проекту)
Очевидно, что в решении проблем детского чтения существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку прогресс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования чтение художественной литературы впервые выделено в самостоятельную образовательную область, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирования интереса и потребности в чтении.
Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Художественная литература рассматривается как универсальное развивающее средство, позволяющее формировать у детей целостную картину мира; как особая образовательная область, содержание которой дополняет и обогащает разнообразные виды детской деятельности.
Серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы уделяется в контексте предшкольного образования. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению к школе.
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к чтению литературы на современном этапе обусловливает поиск в области организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учетом интеграции образовательных областей, является метод проектирования.
Вид проекта: исследовательско-творческий; по составу участников-детско-взрослый (участвуют дети средней группы)
Проблема: необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг.
Цели: развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
Средний дошкольный возраст:
- формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, знакомить с правилами поведения в книжном уголке, библиотеке;
- обогащать читательский опыт, дать первое представление об особенностях литературных и фольклорных жанров (рассказы, стихи, загадки, сказки, небылицы);
- формировать интерес к оформлению книги, учить воспроизводить текст произведения при рассматривании иллюстраций;
- развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым) в соответствии с собственными эмоциональными запросами;
- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
Методическая работа с кадрами:
- формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию
- в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;
- повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;
- развивать способности самоанализу собственной педагогической деятельности;
- внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.
Взаимодействие с родителями:
- познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации;
- участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;
- оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.
|