Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Яруллина Эльмира Рамилевна Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №224» г. Казань
Младший дошкольный возраст длится с 3-х до 4-х лет. Различные изменения физиологии и эмоциональное развитие детей делают этот этап очень важным для формирования в дальнейшем здорового и полноценного организма. Если ранее ребенок не осознавал себя отдельно от взрослых, то на четвертом году жизни доминирующее значение приобретают его личностные желания и стремления. Данный психологический процесс является одной из причин возникновения кризиса 3-летнего возраста, когда ребенок стремится выполнять все действия самостоятельно, не прибегая к помощи родителей, отвергает их авторитет и начинает называть себя не по имени, а в первом лице — «Я».
Ведущий тип деятельности в младшем дошкольном возрасте – ролевая игра. Таким образом, дошкольники обучаются основам отношений в социуме, совершенствуют свое коммуникативное поведение и функции речи. На данном этапе развития для детей характерно образное мышление и предметное восприятие. На их базе формируются первые устойчивые представления о различных видах деятельности — в основном, продуктивных. В возрасте 3-4 лет ребенок уже имеет развитую речевую активность, что дает возможность начать подготовку к школьному обучению. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение.
Ладошковый театр – герои произведений, в данном случае связанные, надеваемые на руку и приводимая в движение с помощью пальцев рук.
В задачи ладошкового театра входит:
- Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре: способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием взаимодействия персонажей. Вызывать у детей положительно-эмоциональный отклик на театрализованное действие.
- Развивать необходимые психические качества: внимание, мышление, используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
- Формировать чувство сопереживания к героям, понимая их эмоциональное состояние.
- Развивать эмоционально — речевое общение, умение слушать; зрительно-моторную координацию, координацию моторики и пальцев рук; дыхательные функции.
- Воспитывать дружественное взаимоотношение, сострадание и желание помочь пожилым людям.
В работе с детьми младшей группы МАДОУ 224 детский сад «Елочка» г.Казань я использую сказку «Колобок» для развития дошкольников.
Действующие лица сказки — ведущий (взрослый), Дед, Баба, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса.
В ходе сказки я использую элементы чтения и развития речи: раскладываем героев сказки и карточки с надписями (дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Вместе с ребёнком читаем надписи, прикладываем их к героям.
В процессе деятельности внедряю и основы математики (счёт):
- сколько всего героев в сказке?
- сколько в сказке людей?
- сколько животных встретил колобок?
- сколько животных колобок смог перехитрить?
- сколько животных съело колобка?
Считаем героев, находим нужную цифру (используем карточки или магнитные цифры).
В рамках работы знакомлю детей с окружающем миром. Знакомлю их с волком, медведем и лисой. Средой обитания, питанием, образом существования.
Провожу пальчиковую гимнастику «Колобок»:
- Мы лепили колобка (Имитируем движения «лепки»)
- Тесто мяли мы слегка (Сжимаем и разжимаем пальчики)
- А потом его катали ( «Катаем» колобка)
- На окошечко сажали (Раскрываем ладони, показываем их)
- Он с окошка прыг да прыг (Стучим по ладоням пальчиками)
- Укатился, озорник. (Вращаем кистями рук)
По итогам деятельности организую занятия по лепке, рисованию и аппликации. Для работы нам понадобится: пластилин жёлтого (оранжевого) и зелёного, крышечка от сметаны, баночки и т.п., бусинки, пайетки.
Из жёлтого пластилина катаем шарик- колобок. Катая пластилин, напеваем песенку «Лепим-лепим колобок, колобок — румяный бок».
Делаем глазки, носик из бусин, ротик – из пластилина.
Размягчаем зелёный пластилин, отщипываем по кусочку и размазываем по крышечке. Таким образом заполняем всю поверхность, создавая полянку.
Усаживаем на полянку колобка, украшаем её пайетками-цветочками, бусинками-камешками.
Также провожу беседу с дошкольниками по ОБЖ:
Как надо вести себя с незнакомыми людьми?
Что нужно делать в трудной ситуации?
Правильно ли поступает колобок, что разговаривает с волком, медведем и лисой?
Итак, во время непосредственно образовательной деятельности я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводим персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению
ребенка, созданию атмосферы свободы в игре. Важно отметить, что ладошковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
|