Цель: формирование первоначальных представлений о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о том, как появляется хлеб.
- Показать новые приемы рисования песком.
Развивающие:
- Расширить представление о том, как пекут хлеб.
- Формировать представление детей о разнообразии хлебобулочных изделий.
- Познакомить с новыми профессиями (хлебороб, мельник).
- Развивать творческие способности, воображение.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
- Воспитывать желание оказывать посильную помощь герою.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, вырастивших его.
Интеграция: художественное творчество (социализация, познание, речевое развитие, физическое развитие)
Словарная работа: хлебороб, мельник, колосок, комбайн, жатва (каждое новое слово дети проговаривают совместно с воспитателем в ходе образовательной деятельности)
Оборудование: магнитофон, кукла би-ба-бо бабушка, лоточки с песком, коробки из – под конфет, обклеенные черной самоклейкой по количеству детей, лейка с водой.
Предварительная работа: беседа «Откуда хлеб пришел», рисование — обведи по точкам (колосок, мельница), разучивание физкультминутки «В землю зернышко попало», настольно – печатные игры «профессии», «транспорт»
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Входит бабушка Федора (кукла би — ба — бо) плачет, охает.
Воспитатель: здравствуй, бабушка. Что у тебя случилось?
Бабушка: Ой-ой-ой! Беда – беда! Попросил меня дед колобка испечь, а муки – то нигде нет.
Воспитатель и дети: А ты по амбарам поскреби, по сусекам помети, вот муки и наберешь.
Бабушка: И мела я, и скребла, в каждую щелочку заглянула…Нигде нет! Ох-ох-ох, что же мне делать.
Воспитатель: не расстраивайся, бабушка, сядь с нами, отдохни, а мы тебе и муки добудем и колобков напечем! Дети, поможем бабушке Федоре? (Да!) А из чего же мы будем делать колобка? (Из теста, муки) А кто знает из чего мука делается? (ответы детей)
Ну что ж, встаем к нашим столикам. Я с помощью песка расскажу вам одну волшебную сказку про то, как появляется мука, а вы мне поможете.
II. Основная часть.
Воспитатель: Давайте потрогаем наш песочек. Какой он?
Дети: холодный, сухой.
Воспитатель: это потому что мы забыли поздороваться с ним. Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песочек!
А теперь мы отправляемся в сказку за мукой для бабушки.
(Включается спокойная музыка)
Жило – было пшеничное зернышко. Вот такое (Воспитатель делает отпечаток большим пальцем, дети по показу повторяют).
И не одно оно жило, а со своими друзьями (делаем отпечатки кончиками пальцев обеих рук).
Однажды пришли за зернышком хлеборобы. Сели они в трактора и стали сначала землю пахать, а затем сеять зерна (рисуем волнистые линии двумя руками- пашем землю).
Сверху наше зернышко и его друзей покрыли землей, которая не даст их в обиду ни прожорливым птицам, ни сильному ветру (посыпаем песком, «солим» наши рисунки).
Проходит немного времени и на поле появились первые всходы, которые превратились в большие колоски (рисуем указательными пальчиками обоих рук прямые линии – это стебель, затем частыми отпечатками больших пальцев зерна на колоске).
Ну вот еще через какое-то время наши колоски созрели, пожелтели. Пришла пора жатвы – уборки урожая. Здесь нам помогут специальные машины. Кто помнит, как они называются? (Комбайны). Они срезают колоски, вымалывают зерно и высыпают через специальный рукав в грузовые машины (собираем песок со всей поверхности, сжимаем его в кулачках и высыпаем по центру, делая песочную кучу).
Дети, куда же дальше повезет наше зернышко грузовик? (на мельницу)
Правильно, на мельницу, где мельник пропускает его и множество других зерен через жернова и получает муку (упражнение «блин» — осторожно всей поверхностью ладони раскатываем песочную кучу круговыми движениями).
Ну вот муку мы с вами получили. Трудно ее делать? Долго? Давайте отряхнем ладошки и немного отдохнем.
Физкультминутка «В землю зернышко попало».
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И расточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся (повторить 2 раза)
Бабушка: Ой, какие детки молодцы! А вы знаете, что нужно добавить к муке, чтобы получилось тесто для колобка? (ответы детей) Давайте добавим все это в нашу муку (понарошку дети солят, добавляют яйца и дрожжи, а бабушка смачивает песок из леечки).
Воспитатель: вот у нас и тесто готово. Давайте напечем бабушке с дедушкой колобков, куличиков и пирожков!
Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель спрашивает у детей, что они делают, какое хлебобулочное изделие, по необходимости помогает.
Дети предлагают бабушке угоститься. Бабушка благодарит детей, хвалит, прощается (уносит дедушке гостинцы).
III. Рефлексия.
Дети, что мы с вами сегодня делали? Из чего же делаются пирожки и колобки? Легко ли мука получается? Процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому мы все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его. Будем хлебушек беречь?
Вы сегодня молодцы, были внимательны и старательны, а теперь идем мыть ручки с мылом.
|