Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Возрастная группа: разновозрастная.
Выполнил: Воспитатель Исламова З.Р. с. Татар-Улканово -2018. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Татар — Улканово муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Продолжительность: 20-25 минут
Цель: создание условий для развития речевой активности детей посредством пересказа по опорным картинкам.
Задачи:
Образовательные:
Младший возраст:
- Формировать умение слушать рассказ, следить за развитием действия; вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
- Способствовать расширению представлений о характерных особенностях зимней природы
Скачать конспект
Средний возраст:
- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
- Способствовать формированию у детей умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из рассказа.
- Расширять представления детей о том, что снег в теплом помещении тает.
Старший возраст:
- Добиться умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы с опорой на графические схемы.
- Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры).
Развивающие:
- Способствовать развитию фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы
- Развитию слухового внимания, памяти, творческого воображения.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать новые литературные произведения.
Средства реализации: рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок», стихотворение башкирского поэта Хабибуллы Габитова «Зима», снег в виде колобка, графическая схема к рассказу Н. Калининой «Про снежный колобок».
Предварительная работа: проведение дидактических игр, разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки по теме, игры со снегом на прогулке, экспериментальная деятельность «Что случится со снегом в помещении»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Ожидаемый результат:
- формирование представлений о зиме, её признаках
- развитие связной речи, интереса у детей к исследовательской деятельности
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, игра.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: (Занимаются дети всех возрастов. Дети стоят в кругу.)
- Дети у нас гости. Давайте поздороваемся
- Здравствуйте! Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп, Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ, Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком) Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком — бл, бл, бл) Язычок — озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик») Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки) Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата») Вот, Шутник! Всё варенье он слизал! (упражнение «Вкусное варенье») Язычок мы спрячем в рот, Пусть немножно отдохнет!
- Дети. Присаживайтесь. (дети садятся на стульчики)
- Послушайте отрывок из стихотворения башкирского поэта Хабибуллы Габитова.
Сыплет, сыплет белый снег,
Тихо-тихо, как во сне.
Белый лес и белый дом,
Поле белое, река…
- Дарина, о каком времени года отрывок? (спрашиваю 2-3 детей)
- Почему вы так думаете? (Потому что снег идёт, всё кругом стало бело)
- На дворе зима. А что бывает зимой? Предложение начинаем со слова
- Зимой
- Все кругом покрыто белым покрывалом — снегом.
- Люди надели теплую одежду
- На улице стало холодно.
- Дети катаются на санках с горки
- Дети лепят снеговиков.
- Молодцы, много признаков зимы назвали.
- Помните, как мы с вами лепили снеговика. Как мы его лепили?
- Катали снег, получалось у нас что? Колобок. (договаривают дети)
- Дети, утром я нашла вот такой колобок. Из чего он?
- Из снега.
- Правильно, колобок из снега, значит: какой он?
- Снежный.
- Потрогайте его, какой он на ощупь?
- Холодный.
- Давайте оставим его в группе, посмотрим, что произойдет?
- У вас замёрзли руки? Давайте, согреем их.
Дыхательное упражнение: «Погреем ладошки» (выполняем стоя)
- руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони, произнося слог (ХА) (щёки не надуваем)
Основная часть:
- Дети, хотите послушать рассказ о снежном колобке?
Рассказ называется «Про снежный колобок». Написала его Наталья Калинина.
«Про снежный колобок»:
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.
Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика — лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап-кап, кап-кап — вода капает.
Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
Обсуждение прочитанного:
- Как называется рассказ? — Что делали ребята во дворе? (гуляли, лепили снежную бабу) — Что делал Алеша? (слепил снежный колобок, нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот.) — Дальше что случилось? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.)
- Почему снежный колобок оказался в кармане Алешиной шубы? ( «... Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман»)
-Что делали Алёша и ребята, когда пришли в детский сад с прогулки? (повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.)
- Что случилось с колобком? (Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.) — А колобок где? — спрашивает автор. Ильяс, попробуй ты спроси. И ты, Дарина (обращаюсь к детям 5,6 лет) — А как вы думаете, что случилось со снежным колобком Алёши? (Снежный ком из снега, в тепле снег растаял.) — Правильно, в тепле снег тает. — А что с нашим колобком? Посмотрим? (выводы детей) — И наш колобок растаял, потому что в группе тепло. — Дети, давайте поиграем в снежки:
Физкультминутка:
Наконец пришла зима, — руки в стороны
Стали белыми дома, — домик над головой
Снег на улице идёт — движение рук сверху вниз
Дворник улицы метёт — имитация
Мы катаемся на санках — приседание, руки вперёд
Пишем на катке круги — руки за спину, повернуться вокруг себя
Ловко бегаем на лыжах — имитация
И играем все в снежки — лепят и бросают снежки
(Дети младшего возраста покидают занятие, предлагаю им вылепить снеговика)
- Послушайте внимательно рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить, а потом вы будете пересказывать его. А помогут нам картинки-схемы. (Повторно читаю рассказ в более медленном темпе, по ходу чтения выставляю картинки-схемы к рассказу)
- Жасмина (ребёнок четырёх лет), расскажи отрывок, который, тебе понравился и ты запомнила.
(заслушиваю 2-3 пересказа детей пятого года жизни, оцениваю:)
- Спасибо, запомнила и интересно пересказала, как Алёша вылепил колобок и положил его в карман и т.д.) Дети среднего возраста покидают занятие.
Заслушиваю пересказы детей старшего возраста: один ребёнок начинает рассказ, другой ребенок заканчивает, ребенок подготовительной группы рассказывает полностью, опираясь на опорные картинки-схемы.
- Спасибо, дети. Вы рассказали подробно, почему в кармане Алеши колобок растаял.
(анализируется подробно первый пересказ, остальные — менее подробно).
Заключительная часть. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Получилось ли у нас пересказать рассказ «Про снежный колобок»?
- Что помогло нам запомнить и пересказать этот рассказ?
-Как вы думаете, где можно было бы сохранить снежного колобка?
- А из чего можно слепить колобок?
|