«Внедрение проектной деятельности в педагогический процесс с целью повышения интереса к чтению и формирования читательских компетенций у детей дошкольного возраста».
«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».
С. Лупан.
В настоящее время модернизация общества привела к системному кризису читательской культуры во всем мире, следствием которой является неуклонное снижение интереса к чтению у населения. Телевидение, компьютер, интернет — практически заменили книгу, утрачивается традиция «семейного чтения». В результате, у современных детей наблюдаются: частые речевые нарушения, непонимание прочитанного, неумение выражать собственные мысли.
Как показывают научные исследования – художественная литература является могучим, действенным средством всестороннего развития детей. Поэтому вопрос воспитания интереса к художественной литературе у подрастающего поколения требуют пристального внимания со стороны педагогов, а также необходимость внедрения современных методов в педагогическом процессе. Существующие нормативные изменения и тенденции, произошедшие сегодня в ДО, требуют от педагога новых форм и подходов в организации совместной деятельности педагога и воспитанников в детском саду.
Л.С. Выготский считал, что именно, именно в ходе совместной деятельности формируются все психические процессы человека — теория культурно-исторической развития личности.
Одной из самых результативных и привлекательных совместных форм является проектная деятельность. Основное предназначение этого метода — создание педагогом таких условий, в которых дети смогут самостоятельно или при помощи взрослого находить и приобретать знания путем исследования, поиска и решения практических задач. Именно в проектной деятельности ребенок взаимодействует не только с детьми и педагогом, но и чувствует себя активным участником процесса, исследует, творит и играет.
Наблюдения за детьми и опрос родителей детей в старшей группе показал, что дети интересуются книгой, если чтению уделяют достаточное внимание в семье ребенка. Поэтому, вовлечение родителей в совместные проекты, с целью формирования устойчивого интереса к чтению, является одной из важных задач. Особенность метода проекта состоит в том, что обязательным условием его реализации является:
- использование методических разработок;
- наличие заинтересованности родителей и детей;
- завершение презентацией результата.
Рассмотрим более подробно этапы проектной деятельности на примере реализованного мною проекта: «Книга – самый лучший подарок».
Вид проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации: 2 недели
Актуальность: В современных семьях перестали уделять достаточное внимание книгам. Родителям удобнее дать ребенку в руки пульт от телевизора, планшет или компьютер, которые лишают детей и их родителей живого общения на основе книги. Следствием чего является слабая речевая активность, недостаточное развитие коммуникативных навыков. Дошкольный возраст — это возраст когда закладываются первые читательские компетенции. Поэтому очень важно приобщить ребенка к чтению уже в дошкольном возрасте.
Цель проекта: развитие интереса у детей к детской книге посредством познавательной и творческой деятельности, воспитание бережного отношения к книге.
Задачи:
- содействовать развитию интереса к художественной литературе, воспитанию любви к книге
- формировать представления у детей о роли книги в жизни человека
- познакомить с историей книги и процессом ее создания
- побуждать детей к аккуратному обращению с книгой.
В ходе проектной деятельности использовала разнообразные методы, способствующие активизации детской деятельности:
- словесные: чтение и рассказывание, беседа, метод трех вопросов (Что знаем? Что хотим узнать? Где и как найдем ответы?)
- игровые, практические (совместные действия педагога и ребенка)
- наглядные (показ иллюстраций, презентаций, картин, фотографий, показ
- проблемные (эвристическая беседа, проблемная ситуация, решение проблемных задач и заданий, поисковая беседа, эксперимент)
Проект проходил в 4 этапа:
- погружение в проект;
- организация работы;
- реализация проекта (результат-продукт);
- презентация.
На первом этапе работы была обозначена проблема и озвучена тема проекта: «Книга – самый лучший подарок». Были поставлены цели и задачи по проблеме отсутствия у детей устойчивого интереса к книге, затруднения в пересказе произведений, выразительности речи. Составлен примерный план проекта и список мероприятий.
Были использованы следующие формы работы:
- обсуждение проблемной ситуации: «Для чего нужны людям книги?»
- информирование родителей о начале проекта
- анкетирование родителей: «Семейное чтение»
- сбор информации о книгах и детских писателях.
На втором этапе детей познакомили с историей праздника – «Международного дня детской книги» (2 апреля 1943 г.) Было проведено интегрированное занятие: «Путешествие в прошлое. История книги», был создан мини-музей в книжном уголке «История Книги».
На третьем этапе с детьми проводились различные беседы: «Из чего и как делают книгу?», «Как беречь книгу?», «Для чего нужна библиотека?», «Пословицы о книге — народная мудрость, что они означают?», «Книги читать — все знать!». Была организована художественно-творческая деятельность: аппликация «Книжкина больница», рисование: «Моя любимая книга». Каждый день обозначался новой темой, в соответствие с которой организовывалась выставка в книжном уголке. «Мои первые книжки», «Страна сказок», «Мир поэзии» и.т. п.
На заключительном этапе прошли выставки: «Любимые книги моих родителей», Интегрированное занятие с аппликацией «Книжку очень я люблю, ей закладку подарю», «Книга — лучший подарок» (изготовление обложки для книги в стиле скрапбукинг — «книга из вырезок», техника декупаж).
В ходе педагогического процесса использовались различные формы работы с родителями: анкетирование, консультации ( «Книга в жизни ребенка», «Как привить ребенку вкус к чтению»), наглядная информация (памятка «Как приучить дошкольника к чтению», стендовая информация «Читаем вместе с нами»), кроссбукинг (обмен прочитанными книгам) «Семейная библиотека, участие родителей в организации выставок в книжном уголке;
По итогам проекта: «Книга — самый лучший подарок» были достигнуты следующие результаты: дети многое узнали о книге, ее истории и создании; познакомились с профессиями, создающими книгу (иллюстратор, редактор, оформитель); дети стали аккуратней относится к книгам, заботиться о них; родители воспитанников получили полезные консультации и рекомендации по воспитанию любви к книге.
Проектная деятельность очень понравилась детям и их родителям. Каждый проект помогает решать определенный круг заранее запланированных задач и обязательно завершается конечным результатом или продуктом, предоставляя педагогу возможность спроецировать выбранную тему на любые образовательные области и провести ее через разные виды детской деятельности.
Так, например, проект: "Любимый автор" был завершен показом развлечения ко дню рождения писательницы в виде литературной гостиной «Путешествие по стихам Агнии Барто». Альбом «Моя любимая книжка Корнея Чуковского» стал результатом проекта «В стране сказок Корнея Чуковского» в старшей группе, а также было организовано оформление участка в летне-оздоровительный период по сказкам К.И. Чуковского. Проект «Не перевились ещё богатыри на земле русской!» дал представление детям о народных былинах и ее героях и главных исторических событиях своей страны. Благодаря этому проекту, дети испытали чувство гордости за героическое прошлое своей страны и ее воинов, многое узнали об армии, что позволило осуществить задачи патриотического воспитания, который завершился коллективной творческой работой "Тридцать три богатыря" и стенгазетой "Мой папа-солдат. " Проекты: "Юный писатель", «Мои первые стихи» помогли развить у детей способности к сочинительству, целенаправленному восприятию стихотворного текста; сформировать навыки грамматически правильного оформления детских высказываний — что успешно помогло решить задачи по воспитанию чуткости к художественному слову и формированию детских интересов и предпочтений.
Потенциал проектной деятельности разнообразен и имеет неограниченные возможности его использования в педагогическом процессе.
По итогам внедрения проектной деятельности в педагогический процесс, с целью повышения интереса у детей к чтению, хочется отметить, что дети стали проводить больше времени в книжном уголке, уделять внимание книгам, обращаться к взрослым с просьбой почитать, у них активизировалась любознательность — стали чаще задавать вопросы, рассуждать и рассказывать истории, принимать активное участие в совместной деятельности и побуждать к ней своих родителей.
Таким образом, проектный метод является успешной технологией вовлечения в совместную деятельность детей и взрослых, где педагог из транслятора готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности, помогая своим воспитанникам освоить универсальные компетенции, которые пригодятся им в будущем.
Внедрение проектной деятельности, как инновационной формы работы, позволило повысить эффективность воспитательной работы педагога с детьми и их родителями, вызывать у них интерес и желание активного участия во всех процессах с целью развития интереса к художественной литературе, формирования культуры чтения и воспитания в дошкольниках будущих читателей.
|