Марина Геннадьевна Максимова. Консультация для родителей 'Как приучить ребенка к чтению?'

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к чтению?"

"Человек, любящий и умеющий читать, -
счастливый человек.
Он окружен множеством умных,
добрых и верных друзей.
Эти друзья — книги"
(К. Паустовский)

Книги являются очень важным фактором формирования личности человека. Однако в век компьютерных технологий чтение, к сожалению, отошло на второй план, и перед многими родителями стоит вопрос: как заинтересовать ребенка книгой; как приучить к чтению; как сделать так, чтобы чтение стало потребностью, а не скучной обязанностью?

 

С чего начать?

Начало всему, конечно же, должно быть в семье. Читать детям нужно начинать с самого рождения. Малыш слушает первые песенки, стихотворения, рассматривает в книжках картинки. В этом возрасте его больше интересует спокойный мамин голос, интонация повествования, "музыка" стихотворения. Затем внимание ребенка начинает привлекать содержание. Постарайтесь читать с выражением, делая паузы и меняя интонацию в зависимости от действующих героев произведения. Не все из прочитанного бывает понятно, поэтому старайтесь терпеливо отвечать на вопросы. Помните: все, чтовы читаете, должно соответствовать возрасту ребенка.

Пробудив у детей интерес к книге, старайтесь всячески поддерживать его, читайте вслух, покупайте книги или берите их в библиотеке. "Ведут беседу двое: я и книга. И целый мир неведомый кругом" — слова замечательного поэта С.Я. Маршака. В книге заключено столько прекрасного, героического, таинственного... Детей, особенно в дошкольном возрасте, увлекает и радует победа доброго и справедливого, с увлечением слушают они сказки, где добро всегда побеждает зло, где правда торжествует. Им очень хочется научиться читать самостоятельно, а пока не умеют — слушать чтение старших.

Постарайтесь читать ребенку в тишине, в спокойной обстановке. Уберите с видных мест игрушки, чтобы малыш не отвлекался. Почувствовав, что выбранная книга не интересна, отложите ее до следующего раза. Обсуждайте прочитанное, просите ребенка пересказать понравившиеся эпизоды. Если ребенку это трудно. если он плохо излагает свои мысли, не может выучить стихотворение, не ругайте его — с ним нужно больше заниматься.

Выберите небольшое, не очень сложное произведение с увлекательным сюжетом, прочитайте и вместе сформулируйте основную мысль, задавая наводящие вопросы. Можно нарисовать понравившихся героев, можно попробовать пересказать содержание в лицах, сделав маленькую инсценировку. Помните, что чтение должно доставлять радость, и не наказывайте ребенка, если не все получается сразу.

Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку. Это сближает родителей и детей, создает атмосферу теплоты и дружбы, содействует возникновению общих, духовных интересов, способствует теплым эмоциональным отношениям. Беседы о прочитанном, его обсуждение оказывает огромное воспитательное воздействие, а содержание книг находит свое отражение в детских играх и рисунках.

"Чтение — вот лучшее учение" (из письма А.С. Пушкина)

Чтение является базовым умением всего образования, главным учебным навыком. Оно предопределяет успешность обучения в дальнейшем, от него зависит интеллектуальное развитие человека. Ведь оно закладывается в раннем детстве, и книги, прочитанные в это время, играют огромную воспитательную роль, формируют характер ребенка, его жизненные ценности, оказывают помощь в учебе.

Недаром же говорят: "Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания". Замечательные сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр" и "Федорино горе" в веселой манере приучают малыша к чистоте и порядку. От грязнуль убежало все: и тарелки, и ухваты, и книжки, и тетрадки... Только мочалка "мчится и кусает как волчица". И смешно, и поучительно, и очень легко запоминается.

Сказки К.И. Чуковского, стихи С.Я. Маршака, А.Барто, Б.Заходера — эти произведения любят все: и взрослые, и дети. Очень поучительны русские народные сказки, впитавшие в себя мудрость веков.

Много интересного и полезного можно узнать из детских журналов. Безусловно, самые известные и самые любимые — это старейшие журналы "Мурзилка" (выходит с 1924года) и "Веселые картинки" (год основания — 1956-й). Редакция "Мурзилки"печатает лучшие образцы детской литературы, а постоянные рубрики журнала являются дополнением к углубленному изучению школьных предметов.

В каждом номере "Мурзилки" есть игры, кроссворды, загадки, головоломки, ребусы, раскраска и даже конструкции-самоделки. "Веселые картинки" предназначены для читателей младшего возраста. Эти и многие другие детские журналы помогают организовать досуг всей семьи.

Самостоятельное чтение детей

И вот ваш ребенок овладел навыком чтения, но читать самостоятельно ему еще трудно. Ни в коем случае не заставляйте и не уговаривайте его. Постарайтесь в форме игры пробудить у ребенка желание почитать, идите на маленькие хитрости, радуйтесь каждому прочитанному слову и не привлекайте внимания к ошибкам, старайтесь исправлять их незаметно. Не торопитесь предлагать ребенку книги для самостоятельного чтения. Часто уровень сложности текстов превышает детские возможности, ведь предложения могут содержать много слов и трудных оборотов речи, а слова бывают достаточно длинные и сложные. Сам ребенок прочитать их пока не сможет.

Очень внимательно отнеситесь к выбору первой книги для самостоятельного чтения. Помните, что детям значительно интереснее читать книгу, в которой много картинок и интересный захватывающий сюжет.

Обратите внимание на то, как издана книга. Бумага должна быть плотной, хорошего качества. Оцените шрифт, чтобы буквы были крупными и четкими. Количество текста на одной странице должно быть небольшим, а иллюстрации качественными, выполненными на хорошем художественном уровне. Не покупайте детям убогих изданий.

Очень хорошо, если не только малыши и младшие школьники в семье, но и дети постарше читают вслух своим родителям и пересказывают содержание прочитанных книг. Ведь именно в книгах живут любимые герои, дети стараются им подражать.

Постоянное общение развивает коммуникативные навыки, расширяет словарный запас ребенка. Важно, чтобы родители слушали внимательно. Это повышает самооценку ребенка и вызывает желание читать и делиться прочитанным в дальнейшем.

Хорошо, если взрослые тоже прочитают книгу, взятую детьми в библиотеке, а потом побеседуют о ее содержании, проверят, правильно ли поняты мысли автора. Всегда надо стараться поддерживать у ребят желание узнавать из книг что-то новое, интересное и полезное.

Очень важно контролировать, что именно читают самостоятельно дети. Не стоит потакать ребенку и покупать новомодные безвкусные издания, столь популярные нынче. Книга с недостойным содержанием не принесет никакой пользы, а только один вред.

Литература низкого качества может спровоцировать порочное поведение и сформировать неправильные жизненные ценности. Поэтому старайтесь выработать у ребенка хороший литературный вкус, выбирайте достойные, проверенные временем книги. И в школе, и в библиотеке всегда можно получить список литературы, рекомендуемой для детей и подростков.

Сеть библиотек сейчас повсеместно развивается. Во многих библиотеках проводятся выставки, конкурсы; на младшем абонементе организуются утренники, на старшем — лекции, концерты, встречи с творческими людьми. Очень хорошо, если походы в библиотеку поначалу будут совместными, поскольку ребенок может растеряться в таком многообразии книг и журналов, может постесняться лишний раз обратиться к библиотекарю за советом.

Особое место в "книжной жизни" занимают словари, энциклопедии и справочники. Надо обязательно научить ребенка пользоваться такой литературой. Не ленитесь вместе поискать ответ на трудный вопрос, объясните, как с помощью алфавитного указателя найти нужную статью. Эти навыки пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Кроме того, такое чтение очень полезно, поскольку расширяет кругозор юного человека.

Бережное отношение к книгам

Книги, как и люди, рождаются, живут, стареют... И с самых ранних лет у детей нужно воспитывать бережное к ним отношение. В семье должны быть приняты определенные правила обращения с книгами: брать их только чистыми руками, листать аккуратно, никогда на книге не писать, не рисовать, не загибать уголки страниц, а пользоваться закладкой. Желательно надеть на книгу обложку или обернуть ее в чистую бумагу.

Нужно проследить, чтобы у ребенка не появилась такая вредная привычка, как чтение во время еды, и чтобы по прочтении он не кидал книгу где попало, а ставил на определенное место. Соблюдение этих простых правил воспитывает уважительное отношение к книге и формирует культурный уровень подрастающего человека.

Родители, читайте сами, читайте детям, читайте с детьми.

Просмотров: 680
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Худякова Вера Анатольевна. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Елена Терехова. Конспект адресован родителям, желающим научить ребенка читать: 'Мы знаем буквы!!!'
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Горина Марина Евгеньевна. Семинар-практикум для родителей «Чтоб детсадовцами стать нужно очень много знать!»
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Медведкова Евгения Васильевна. Как научить ребенка читать.
  • Пашукова Ксения Николаевна. Мастер-класс по изготовлению лэпбука для родителей воспитанников ДОУ «Читать книги-хорошая привычка»
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Данилова Татьяна Викторовна. Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок».
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Людмила Шапошникова. Знакомство с детской книгой – первый шаг к желанию ребёнка научиться читать самостоятельно
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Менщикова М. А. Конспект НОД в средней группе «Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Дидактическая игра «Разноцветный сундучок» (предметные картинки – «посуда»)».
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Елена Анатольевна Бальцерова. Консультация на тему: «Быть здоровым очень просто!»
  • Мокрушенко Н.С. Ващенко Н.Л. Евстратенко К.В.. Консультация для родителей «Книга лучший друг ребенка»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь