Как научить ребенка читать
И наши родители, и мы сами учились читать только по бук-варю. Сейчас же, кроме него, есть немало и других методик освоить эту непростую науку. Так что вопрос скорее всего звучит так: как ЛУЧШЕ научить ребенка читать? Мы предлагаем несколько способов, а уж выбор — за мамами и папами.
ПО БУКВАРЮ
Это традиционный метод, которым пользуются не только родители, но и воспитатели и учителя. Самое большое его преимущество перед другими: учившемуся по букварю детсадовцу в школе не придется переучиваться.
Скачать: Как научить ребенка читать. (полный конспект)
Как объяснила педагог Ольга Крюкова, сначала ребенок произносит звук и знакомится с его графическим образом. Начинать обучение нужно с твердых гласных, которые легче произносятся а, о, у, ы Научив ребенка соединять их в простые слоги, можно переходить к сонорным согласным, у которых нет пары: р, н, м, л. Затем «пропевая» вместе согласный и гласный звуки, он складывает таким образом слоги, а из слогов — слова.
Некоторые педагоги считают, что нужно начинать с предложения, от него идти к слову, от слова — к слогу и затем к звуку. Другие же предлагают начинать со звука и заканчивать составлением предложений. Но цель и у тех, и у других одна: научить ребенка раскладывать слова на звуки.
ПО КУБИКАМ
ПОСЛЕДНИЕ лет 10 все — и педагоги, и родители — заговорили об обучении в игровой форме. Тогда же появились и кубики Зайцева. Автор этого метода раскладывает слово не на звуки, а на слоги. Или, как он сам говорит, на склады. И ребенок проговаривает их вместе со взрослым, пока не зачитает их.
Впрочем, в этой системе есть свои трудности. Родители с детьми должны сами склеивать кубики, сами набивать пробками и деревянными опилками. Счи-тается, что такая работа развивает мелкую моторику. Кроме того, это способ-ствует и психологическому развитию ребенка. Что в конечном счете помогает ему научиться читать.
Совсем недавно появился еще один метод с использованием кубиков. В системе Сергея Белолипецкого нет механического повторения слогов. Она предполагает бесслоговое, напевное произнесение слов с правильным ударением и основана на развитии образного, ассоциативного мышления. Для обучения чтению он создал кубики и специальные насадки на них из букв с картинками. «Ребенку очень важно держать в руках что-то конкретное, объемное, — говорит Сергей Белолипецкий. — Это делает процесс чтения более конкретным. А соответствующие картинки помогают запоминать буквы. Причем картинки не только начинаются с той буквы, которую иллюстрируют, но и похожи на нее внешне Например, к букве «г» нарисован гвоздь, согнутый как эта буква А «м» — это Миша и Маша, которые стоят, взявшись за руки Моя система максимально приближена к особенностям детского восприятия, построена на привычных для детей образах, учитывает их словарный запас».
Обучение начинается с запоминания первых пяти букв алфавита. Но даже зная только одну букву «а» и несколько согласных, ребенок уже начинает читать слова и специально составленные тексты Освоив эту «пятерку», можно переходить к следующей — и так до конца алфавита. Каждому этапу обучения соответствуют группы слов из определенных букв и соответствующие предложения.
ТАК УЧИТЬ НЕ НАДО
Чтение по буквам. Когда учителя в сердцах говорят: не учите детей читать дома, они имеют в виду именно этот способ. При буквенном методе не происходит слияния звуков, и чтение получается отрывистым и к тому же очень медленным. Переучивать читать не «м-а-м-а», а «ма-ма», по словам педагогов, очень сложно.
«Мэ» и «а» — «ма». Ребенок должен быть вундеркиндом, чтобы понять, каким образом из четырех звуков получается слог «ма» Чтобы научиться читать слоги, должно происходить слияние звуков, а не букв. Отсюда во многих методиках пропевание их, а не проговаривание.
«Пока не прочитаешь...» — грозят родители Насильное чтение от сих до сих, за которым следует поощрение в виде прогулки, компьютера и т д, не принесет быстрых успехов. Кроме того, читать рано или поздно выучивается любой ребенок: не в 3 года, так в 7 лет. А вот полюбить читать, получать от этого удовольствие он будет, лишь если книги любят и его родители.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.
Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!
К. Станиславский
«Особые дети – особое общение»
(рекомендации для родителей)
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли при общении с ним.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА – максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ, ТЕПЛЫЙ.
В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
- Всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить не используя их:
- Приказных фраз;
- Повелительного наклонения;
- Глаголов «должен», «обязан», «нужно»;
- Местоимений Я, ТЫ.
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ.
НЕ НАДО:
- вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
- хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
ПОМНИТЕ:
- телевизор, видео – НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;
- если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ – ЭТО РАДОСТЬ;
- от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.
СТАРАЙТЕСЬ:
НЕ говорить с иронией и насмешкой;
- НЕ делать постоянных замечаний, особенно
- ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым;
- НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка;
- КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать мелочных;
- НЕ ругаться и не кричать на ребенка; одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все проблемы;
- КАК МОЖНО ЧАЩЕ подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ ребенок;
- НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;
- НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя плохо.
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда – ЛЮБОВЬ.
Медведкова Евгения Васильевна
ГБДОУ детский сад №5
Учитель логопед
Санкт-Петербург
Как научить ребёнка читать
|