Медведкова Евгения Васильевна. Как научить ребенка читать.

Как научить ребенка читатьКак научить ребенка читать

И наши родители, и мы сами учились читать только по бук-варю. Сейчас же, кроме него, есть немало и других методик освоить эту непростую науку. Так что вопрос скорее всего звучит так: как ЛУЧШЕ научить ребенка читать? Мы предлагаем несколько способов, а уж выбор — за мамами и папами.

ПО БУКВАРЮ

Это традиционный метод, которым пользуются не только родители, но и воспитатели и учителя. Самое большое его преимущество перед другими: учившемуся по букварю детсадовцу в школе не придется переучиваться.

 

Скачать: Как научить ребенка читать. (полный конспект)

Как объяснила педагог Ольга Крюкова, сначала ребенок произносит звук и знакомится с его графическим образом. Начинать обучение нужно с твердых гласных, которые легче произносятся а, о, у, ы Научив ребенка соединять их в простые слоги, можно переходить к сонорным согласным, у которых нет пары: р, н, м, л. Затем «пропевая» вместе согласный и гласный звуки, он складывает таким образом слоги, а из слогов — слова.

Некоторые педагоги считают, что нужно начинать с предложения, от него идти к слову, от слова — к слогу и затем к звуку. Другие же предлагают начинать со звука и заканчивать составлением предложений. Но цель и у тех, и у других одна: научить ребенка раскладывать слова на звуки.

ПО КУБИКАМ

ПОСЛЕДНИЕ лет 10 все — и педагоги, и родители — заговорили об обучении в игровой форме. Тогда же появились и кубики Зайцева. Автор этого метода раскладывает слово не на звуки, а на слоги. Или, как он сам говорит, на склады. И ребенок проговаривает их вместе со взрослым, пока не зачитает их.

Впрочем, в этой системе есть свои трудности. Родители с детьми должны сами склеивать кубики, сами набивать пробками и деревянными опилками. Счи-тается, что такая работа развивает мелкую моторику. Кроме того, это способ-ствует и психологическому развитию ребенка. Что в конечном счете помогает ему научиться читать.

Совсем недавно появился еще один метод с использованием кубиков. В системе Сергея Белолипецкого нет механического повторения слогов. Она предполагает бесслоговое, напевное произнесение слов с правильным ударением и основана на развитии образного, ассоциативного мышления. Для обучения чтению он создал кубики и специальные насадки на них из букв с картинками. «Ребенку очень важно держать в руках что-то конкретное, объемное, — говорит Сергей Белолипецкий. — Это делает процесс чтения более конкретным. А соответствующие картинки помогают запоминать буквы. Причем картинки не только начинаются с той буквы, которую иллюстрируют, но и похожи на нее внешне Например, к букве «г» нарисован гвоздь, согнутый как эта буква А «м» — это Миша и Маша, которые стоят, взявшись за руки Моя система максимально приближена к особенностям детского восприятия, построена на привычных для детей образах, учитывает их словарный запас».

Обучение начинается с запоминания первых пяти букв алфавита. Но даже зная только одну букву «а» и несколько согласных, ребенок уже начинает читать слова и специально составленные тексты Освоив эту «пятерку», можно переходить к следующей — и так до конца алфавита. Каждому этапу обучения соответствуют группы слов из определенных букв и соответствующие предложения.

ТАК УЧИТЬ НЕ НАДО

Чтение по буквам. Когда учителя в сердцах говорят: не учите детей читать дома, они имеют в виду именно этот способ. При буквенном методе не происходит слияния звуков, и чтение получается отрывистым и к тому же очень медленным. Переучивать читать не «м-а-м-а», а «ма-ма», по словам педагогов, очень сложно.

«Мэ» и «а»«ма». Ребенок должен быть вундеркиндом, чтобы понять, каким образом из четырех звуков получается слог «ма» Чтобы научиться читать слоги, должно происходить слияние звуков, а не букв. Отсюда во многих методиках пропевание их, а не проговаривание.

«Пока не прочитаешь...» — грозят родители Насильное чтение от сих до сих, за которым следует поощрение в виде прогулки, компьютера и т д, не принесет быстрых успехов. Кроме того, читать рано или поздно выучивается любой ребенок: не в 3 года, так в 7 лет. А вот полюбить читать, получать от этого удовольствие он будет, лишь если книги любят и его родители.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

К. Станиславский

«Особые дети – особое общение»

(рекомендации для родителей)

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Предлагаем Вам рекомендации, которые должны помочь всем взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли при общении с ним.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА – максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, ТЕПЛОЕ, НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.

ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ, ТЕПЛЫЙ.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:

  • Всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить не используя их:
  • Приказных фраз;
  • Повелительного наклонения;
  • Глаголов «должен», «обязан», «нужно»;
  • Местоимений Я, ТЫ.

ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ.

НЕ НАДО:

  • вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
  • хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

ПОМНИТЕ:

  • телевизор, видео – НЕ НЯНЬКА, т.е. нужно вместе с Вашим ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;
  • если Вы огорчены чем-то, постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь Вы, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ – ЭТО РАДОСТЬ;
  • от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.

СТАРАЙТЕСЬ:

НЕ говорить с иронией и насмешкой;

  • НЕ делать постоянных замечаний, особенно
  • ВСЕГДА быть с ребенком вежливым, теплым;
  • НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка;
  • КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать мелочных;
  • НЕ ругаться и не кричать на ребенка; одобрение, похвалу, эмоциональное приятие ВАШЕГО ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ВАШ ребенок, несмотря на все проблемы;
  • КАК МОЖНО ЧАЩЕ подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ ребенок;
  • НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;
  • НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя плохо.

От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда – ЛЮБОВЬ.

Медведкова Евгения Васильевна

ГБДОУ детский сад №5

Учитель логопед

Санкт-Петербург

Как научить ребёнка читать

Просмотров: 685
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Елена Терехова. Конспект адресован родителям, желающим научить ребенка читать: 'Мы знаем буквы!!!'
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
  • Борисова Валентина Анатольевна. Что читать детям разного возраста
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Кюриева Евгения Александровна. Как научить ребенка самостоятельности?
  • Кочергина Оксана Николаевна. Как научить ребенка правильно держать карандаш
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Суханова Елена Павловна. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Киселева Ольга Михайловна. «Как хорошо уметь читать…»
  • Редактор. Как научить ребенка общаться
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Редактор. Как научить ребенка пересказывать текст
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Редактор. 7 СОВЕТОВ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОЖНИЦАМИ
  • Линяева Ольга Викторовна. Педагогическая статья «Как научить ребенка пересказу»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Авдеева Наталья Борисовна. Как научить ребенка не бояться сцены
  • Стрельникова Зинаида Петровна, Байкина Ольга Владимировна. Итоговое занятие в подготовительной к школе группе «Как хорошо уметь читать»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь