«Как хорошо уметь читать…»
Планшет, компьютер, телевизор, приставка – вот лишь небольшой список предпочтений современных детей. Все реже встречаются дети, которые вместо того, чтобы отражать атаки в виртуальном мире или смотреть мультфильмы про войны киборгов, тихонечко читают книжку.
Каждые мама и папа хотят, чтобы ребенок был не только умным, но и всесторонне развитым. Но ребенок тем раньше начнет развиваться, чем большую нагрузку будет выполнять его мозг. Поэтому раннее развитие каждого ребенка зависит, прежде всего, от того, насколько хорошо будет трудиться его мозг. И один из способов давать мозгу нагрузку, а соответственно и начать раннее развитие, является чтение книг.
Чтение — это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача педагога— найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием.
Федеральные государственные образовательные стандарты не предусматривают обучение детей дошкольного возраста чтению. Но с целью опережающего развития на занятиях по дополнительному образованию используются методики по обучению детей чтению и письму.
Рассмотрим некоторые из них.
Кубики Зайцева — уникальное пособие для обучения чтению с двух лет.
Вы задумывались над тем, почему дети скучают над азбукой и букварем? А почему они с таким интересом начинают играть в звенящие и стучащие кубики Зайцева? Секрет прост — на занятиях малыши бегают, шумят, переносят кубики, тянутся на цыпочках к таблицам!
Ребенок учится читать по кубикам Зайцева во время веселой, подвижной и увлекательной игры. Сидеть на одном месте он просто не сможет (и не должен).
Вопреки распространенному мнению, основы такой системы обучения чтению заложил не Зайцев, а Лев Толстой. А если быть еще более точным, то Лев Толстой научился читать сам и впоследствии использовал в работе букварь Федота Кузьмичева, вышедший еще в начале XIX века. Несомненная заслуга Николая Зайцева в том, что идею обучения чтению "по складам" он систематизировал и воплотил в виде кубиков, что сделало методику обучения чтению еще более простой в освоении.
Очень хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.
В 40-х годах XX века американский врач Гленн Доман начал заниматься лечением детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Перед Гленном Доманом стояла задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг.
Гленн Доман попробовал показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Результат превзошел все ожидания! Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое.
Затем эту систему обучения чтению Гленн Доман применил в работе со здоровыми детьми. И результат также был положительным.
В России его методика остается востребованной лишь энтузиастами и негосударственными клубами для родителей с детьми.
Обучение чтению по классической системе, т.е. по букварю
По мнению Олеси Жуковой, автора многочисленных букварей: "Традиционная методика обучения ребенка грамоте строится на звуко-буквенном анализе слова — то есть на умении устанавливать взаимосвязь между звуками и буквами, анализировать последовательность и количество звуков в слове. Такие сложные аналитические операции по силам только ребенку сознательного возраста. Второй аргумент — начинать учить читать можно лишь, когда ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Однако сама жизнь зачастую опровергает мнение педагогов. Мы знаем детей, которые научились читать довольно рано, иногда до трех лет, не имея ни малейшего представления об анализе слова."
Преимущества обучения чтению по букварю:
- Понятная всем система обучения, не требующая специальной подготовки.
- Признанный официальной педагогикой способ обучения чтению.
НО:
- Сидячие и достаточно скучные занятия.
- Не подходит для обучения особых детей.
Сегодня, в век информационно-коммуникационных технологий, невозможно упускать такую прекрасную возможность в обучении чтению, как компьютер.
Компьютерная программа «Баба-Яга учится читать» представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. А поможет им в этом мудрый Ворон, у которого есть волшебные книги – Букварик и Слогарик.
Эта обучающая компьютерная программа уникальна: в ней впервые предложен подход к изучению азбуки в стихах и играх. Чудные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита научат ребенка не только читать, но и составлять поэтические строчки.
Компьютерную программу отличают яркие и неповторимые характеры персонажей, живописная мультипликация и анимация. Игра озвучена известными актерами, веселые частушки и песни сопутствуют игроку в поиске букв.
Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программе как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки.
Награды:
- «Лучший продукт 2004 года» в номинации «CD-ROM для детей» МИР ПК
- Специальный приз журнала «Мир ПК» «За творческий подход и занимательность»
- Специальный приз «За оригинальную литературную основу» на конкурсе «Контент 03»
- Первый приз конкурса «Контент03».
Еще один уникальный метод обучения дошкольников чтению – это образовательный мультфильм «Азбука – малышка»
Тетушка Сова из Научного Дупла приглашает в свой класс, где ребята начнут знакомиться с буквами русского алфавита! Их ровно 33, и из них – состоят все на свете слова в русском языке! Только представьте – всего тридцать три буквы, а сколько от них пользы! Поэтому познакомиться с буквами стоит как можно раньше: ведь, выучив буквы, можно легко научиться читать, а это не только очень интересно, но и важно, необходимо всем умненьким малышам. Запоминать такие веселые красивые буквы – одно удовольствие! «…Итак – сегодня у нас очень «вкусная» буква Аа, бе-е-екающая буква Бб (которая также умеет брыкаться и барабанить), просто великолепная буква Вв, очень говорливая буква Гг и всем известная «дразнилка» и при этом, конечно, добрая буква Дд! Много-много интересных слов с нашей АБВГДейкой назовет и покажет тетушка Сова!» А еще – ребят ждут замечательные качественные мультики на всех занятиях!
Помните, что Чтение — это не обязанность, а удовольствие, даже можно сказать привилегия. Нельзя заставлять и уговаривать ребенка читать, можно лишь постепенно «втягивать» его в этот волшебный мир.
Литература:
- Афанасова А.Г. Игротека письма и чтения Н.А. Зайцева DOC Методическое пособие для педагогов и родителей. — Москва, 2000.
- Методики Н. Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. Учебное пособие. — 6-е изд. — СПб., 2007.
- «Учим буквы» Олеся Жукова — «Астрель», «Астрель-СПб», 2013 г.
- «Азбука "Ау!". Методическое пособие О. Г. Жукова, Г. И. Трушнина, Е. Г. Федорова — «Детство-Пресс», 2013 г.
- «Букварь для будущих отличников» Олеся Жукова — «Астрель», «Астрель-СПб», 2011 г.
|