Лочехина Евгения Юрьевна. Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению»

Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению»Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению»

ГДБОУ № 28 Московского района Санкт- Петербурга Лочехиной Е. Ю.

В настоящее время существует большое количество разных методик и пособий по обучению ребенка чтению: кубики Зайцева, кубики Чаплыгина, карточки по методу Глена Домана. Предложенный в данной методической разработке вариант не требует больших финансовых вложений, прохождения длительного обучения. Из оборудования вам понадобятся: белая бумага, фломастеры, ножницы. Карточки для обучения чтению могут быть напечатаны на принтере, однако больший эффект будет при совместном с ребенком создании карточек. Данная методическая разработка может быть использована логопедами, воспитателями, родителями.

 

Скачать: Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению» (полный конспект)

Занятия проводятся в виде игры. Ежедневно или через день показывайте ребенку 5-7 карточек, поочередно называя их. Занятия не должны превышать 5-10 минут. А для детей 2-3 лет показывайте карточки не больше 2-5 минут.

Можно показывать карточки один или несколько раз в день. Лучше всего проводить такие мини-занятия, когда ребенок находится в хорошем расположении духа, в рабочем состоянии. Продуктивность обучения будет напрямую зависеть от положительных эмоций, которые создаются в процессе занятия, значимостью для ребенка слов, которые вы читаете или называете в качестве примера, а также от частоты повторения карточек. Работу с гласными (изолированными и в слогах) лучше начинать с гласных первого ряда: А, О, У, Ы, Э –эти звуки, находясь рядом с согласными их не смягчают. После переходите к карточкам с гласными второго ряда Е, Ё, Ю, Я, И – смягчают согласные. При предъявлении карточек с согласными звуками (изолированными или в слогах) начинайте всегда с согласных раннего онтогенеза: согласные губные, губно-зубные В, Ф и их мягкие пары, переднеязычные Н, Т, Д и их мягкие пары, заднеязычные К, Г, Х и их мягкие пары. Называйте звуки и слоги утрированно, при необходимости используйте собственные пальцы, чтобы акцентировать внимание на работающем органе артикуляции. На звуках М, П, Б можно сжимать, сплющивать губы в горизонтальном положении указательным и большим пальцами. При

произнесении звуков Т, Д, Н покажите ребенку, что кончик языка касается верхних резцов. Если ребенок не в состоянии поднимать язык и удерживать в

таком положении, возможен межзубный вариант. Укусите язык зубами, при этом губы должны быть широко растянуты в улыбке. Заднеязычные согласные начните с освоения звука К ( «как Коля кашляет» или «как будто ты кашляешь»).

Цвет карточек. Часто гласные изображают красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым. На этапе чтения коротких слов нами предлагается записывать каждое слово одним цветом либо писать буквы на одной «ступеньке» одним цветом, на другой – другим.

1. Предъявление карточек с изолированными гласными или согласными буквами. Логопед показывает карточки по одной, называет звук и слово, которое начинается с этого звука, например: «А – Аня!», «Б – булка»!

Желательно, чтобы слова на каждый звук были короткими и значимыми для ребенка.

Рисунок 1

Карточки с изолированными буквами

2. После того, как карточки с изолированными гласными и согласными освоены, можно переходить к предъявлению карточек со слогами. Лучше всего начать с предъявления слогов с одинаковым гласным и согласными.

Предлагается два варианта предъявления карточек. Первый – аналогичен тому, как предъявлялись карточки с изолированными гласными или согласными. Например: «МА – малина», «ПА – папа». Второй вариант заключается в демонстрации и освоении навыка сливать звуки в слог. «М, А – МА», «Б, А – БА».

Рисунок 2

Карточки со слогами

3. Предъявление карточек с короткими словами. На этом этапе потребуется набор карточек со словами из 2-5 букв. Замечательная подборка слов из двух

букв приводится в Букваре О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой. Нами предлагается ступенчатый вариант записи слов. Слово как бы «спускается по

ступенькам» вниз или наверх (выберите понравившийся вам вариант).

Каждая последующая часть слова записывается выше или ниже предыдущей.

Каждый открытый слог записывается на отдельной «ступеньке». Если слог в

слове закрытый, то на одной «ступеньке» записывается согласный + гласный,

последний же согласный записывается на более нижней ступеньке.

Рисунок 3

Карточки с короткими словами

  1. вариант:
  2. вариант:

Помните, что на всех этапах работы очень важно создать

положительный эмоциональный фон. Занятия по данной методической

разработке не предполагают строгой дисциплины и атмосферы экзамена. Чем

больше внимания, времени уделяется процессу чтения карточек взрослыми,

чем больше удовольствия при этом испытывает взрослый, тем продуктивнее

будет походить обучение. Если взрослый сам испытывает неподдельный

интерес к процессу чтения, ребенок вряд ли сможет устоять перед таким

соблазнительным занятием, как чтение.

Использованная литература:

1. Узорова О. В., Нефедова Е.А.: Букварь. Учимся читать с 2-3 лет. — Клевер Медиа Групп, 2015 г. 2. Маниченко А. А. 10 законов обучения с пелёнок. – Челябинск: Умница, 2010.

3. Маниченко А. А. 10 законов воспитания ребенка. – Челябинск: ООО «Умница», 2011.

Просмотров: 702
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лосева Валентина Васильевна. Картотека 'Игры ТРИЗ' (80 карточек)
  • Самсонова Ирина Владимировна. Дидактическое пособие «Тему изучаем в карточки играем»
  • Ильиных Мария Юрьевна. Методическая разработка для дополнительного образования с дошкольниками «Обучение чтению с увлечением»
  • Горобец Алла Александровна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Книга волшебных слов»
  • Валентина Сорока. Когда и как начинать обучение детей чтению
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Соломина Ольга Александровна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИТОГОВОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, I ГОД ОБУЧЕНИЯ)
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Железняк Елена Юрьевна. Учебно-методическая разработка: Особенности обучения иностранному языку двуязычных детей дошкольного возраста.
  • Тютюнова Виктория Викторовна. Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева».
  • Копейкина Юлия Сергеевна. Методическая разработка занятия ФЦКМ в группе раннего возраста Тема «Солнышко»
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Обучение чтению по методике Н.Зайцева
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Редактор. Морозко (вариант 2)
  • Редактор. Мена (вариант 2)
  • Валюк Елена Эдвардовна. Учебная площадка по изучению правил дорожного движения, как компактный вариант автогородка для детей.
  • Панкрушина Татьяна Сергеевна. Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте посредством авторской методики Н. А. Зайцева
  • Редактор. Морской царь и Василиса Премудрая (вариант 2)
  • Устян Елена Борисовна. Педагогическая статья 'Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологией'
  • Шевченко Елена Викторовна. Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»
  • Иванова Севиль Тимуровна. Конспект открытого занятия по одной из нетрадиционной техник рисования (рисование пипеткой) с детьми второй группы раннего возраста «Поиграй со мною, тучка!».
  • Смелова Ирина Александровна. Формирование словаря воспитанников раннего возраста в процессе приобщение к чтению художественной литературы
  • Владельщикова Татьяна Геннадьевна. Методическая разработка игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: «По небу плыли облака»
  • Ошес Кристина Сергеевна. Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего дошкольного возраста «В гостях у сказок: квест по сказочным тропинкам с использованием ИКТ»
  • Кокорева Екатерина Николаевна. STEM технологии как вариант развития творческих математических способностей
  • Харитонова Татьяна Васильевна. Методическая разработка логопедического занятия «Автоматизация звука «C»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь