Автор: Владельщикова Татьяна Геннадьевна, педагог – психолог. Место работы: МАДОУ детский сад №4 г. Златоуст, Челябинская область.
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. Как писал Л.С. Выготский «Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка».
Скачать конспект
При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.
Однажды мне на глаза попалось стихотворение Н.А. Екимовой «Облака». Оно мне очень понравилось, я долго думала, как бы его интересно и не обычно преподнести детям. Пришла идея сделать облака из картона с глазами и носиками, а вот эмоции (брови и рот) дети должны сами слепить из пластилина в соответствии со стихотворением. Для того чтобы облака служили нам не один раз, я их за ламинировала. Теперь эта игра стала одной из любимых игр моих ребят.
Описание: Данная методическая разработка будет полезна для педагогов-психологов, работающих с детьми 5-6 лет. Игра является частью занятия по распознаванию по внешним признакам различных настроений и эмоциональных состояний, а так же анализа их причины.
Цель: научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Задачи:
- Позитивно настроить детей на совместную работу в группе;
- Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние;
- Способствовать формированию у детей уверенности в себе, повысить социальный статус каждого ребенка в группе;
- Развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой;
- Развивать умение выразить эмоцию на листе с помощью пластилина;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Способствовать снятию мышечного напряжения у детей.
- Сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций.
Предварительная работа:
- знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).
- проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.
- прослушивание музыкальных произведений, вызывающих разные эмоции у детей.
- разыгрывание этюдов и сценок.
- проведение психологических игр и упражнений.
- проведение авторских психологических игр и упражнений.
Игра «По небу плыли облака»
Дети делятся на пары и сидя за столами изображают с помощью цветного пластилина ту эмоцию, то облачко, о каком идет речь в стихотворении. Стихотворение читается по четверостишиям, давая детям время на работу обзор и обсуждение результатов
По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое Смеется надо мной: – Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: – Мне весело с тобой! И долго-долго облачку Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко Расстроилось всерьез: Его от мамы ветерок Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками Расплакалось оно... И стало грустно-грустно так, А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек.
А маленькое облачко Над озером плывет, И удивленно облачко Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера Пушистенький такой, Такой мохнатый, мягонький? Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать.
|