Подготовила: педагог-психолог Т.В. Дубровская Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 г. Томска
Тема проекта: «Слов нет одни эмоции».
Актуальность: В настоящее время, заботясь об интеллектуальном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребёнок — дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения культурных ценностей, социальных, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, воображения, мышления. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время — одна из актуальных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям.
Скачать проект
Краткая аннотация проекта:
Проект направлен на развитие эмоционально-волевой сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирование эмоционального отношения к действительности и людям, навыков волевого контроля.
В процессе проекта будут рассмотрены основные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость). Дети смогут смоделировать социальные ситуации для конкретного эмоционального состояния и способы поведения в нем.
Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:
- Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.
- Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.
В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.
Цель проекта - повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоцио-нальных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- формировать у детей адекватную самооценку;
- помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
- развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способ-ствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
Организация, формы и методы работы
Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия с подгруппой детей или индивидуально.
Методы и приёмы
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своих различных эмоциональных состояний, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники Семенович А.В. «Нервнопсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».
Продолжительности проведения проекта: ноябрь – апрель 2017г
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Занятия проводятся с группой детей не более 6 человек, 1 раза в неделю в кабинете психолога.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- повышение уровня эмоционального-волевого развития детей
План проекта:
Подготовительный этап
- Подбор информационных ресурсов и методических пособий и игр по теме.
- Изготовление дидактического материала.
- Анкетирования педагогов с целью выявления особенностей и основных проблем.
- Диагностика детей.
Основной этап – знакомство с эмоциональными состояниями в совместной деятельности, включает занятия по следующим темам:
- Занятие 1 – Тема: «Общее представление об эмоциях».
- Занятие 2 – Тема: «Радость (веселье)».
- Занятие 3 – Тема: «Грусть (печаль, горе)».
- Занятие 4 – Тема: «Злость (гнев)».
- Занятие 5 – Тема: «Удивление».
- Занятие 6 – Тема: «Страх».
- Занятие 7 – Тема: «Стыд (вина)»
- Занятие 8 — Заключительное обобщающее занятие.
Завершающий этап
- Оформление альбома «История о …» На первом занятии каждый ребенок выбирает для себя персонажа, придумывает ему имя, а так же небольшую историю о своем герое (где живет, с кем дружит, чем любит заниматься). Далее на каждом занятии, посвященном определенному эмоциональному состоянию, ребенок выполняет тематический рисунок, все рисунки будут собраны в альбом.
Методологическая основа диагностики:
- Методика В.М. Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка»
- Анкеты для педагогов «Изучение эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю.Е. Веприцкая.
- Анкеты для родителей «Вопросы для родителей по изучению эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю.Е. Веприцкая.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).
Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода и внимания к ним.
ЗАДАНИЕ 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
(Проводится индивидуально, в двух сериях.)
Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 1.
|