Фомина Светлана Евгеньевна. Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия.

Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Сказкотерапия нацелена на то, чтобы ребёнок мог регулировать собственные эмоции, а наша задача помочь ему в этом.

Скачать: Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников (полный конспект)"

Работая с детьми, я осуществляю подбор сказок, в зависимости от проблем ребенка, к примеру:

  1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
  2. Сказки для гиперактивных детей.
  3. Сказки для агрессивных детей.
  4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;
  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи.
  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Сказкотерапией я занимаюсь в кружке «В гостях у сказки», который существует в течение трёх лет, начиная с младшей группы. По моему мнению, это оптимальный возраст для начала этой работы. Мы с детьми:

  • Рассказываем сказки.
  • Рисуем сказки.
  • Сочиняем сказки.
  • Изготавливаем кукол.
  • Драматизируем сказки.

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, мы придерживаемся определенных правил ее создания:

  1. Сказка в чем-то схожа с проблемой ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка предлагает замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Если у ребёнка не получается, я всегда готова ему помочь.
  3. Сказочный сюжет разворачиваться в определенной последовательности:
  • Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

  • И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

  • Из-за этого…

Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

  • Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

  • Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

  • Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Алгоритм создания сказки одинаков для всех возрастных групп, но в выборе главных героев есть нюансы:

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; (русские народные сказки)

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное ребёнка, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если мы не обсуждали с ним сказку, а только читали или рассказывали. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, я всегда нахожу возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Именно таким образом дети моей группы учатся действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. Это задача сложная, но дети подготовительной группы могут с этим справиться.

Мало прочитать сказку, важно её прожить! Как это?

На одном из занятий по сказкотерапии, мы путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: и Кая, и Герды, и разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки. Благодаря этому ребята получили возможность отыграть разные чувства, эмоции, страхи и найти модель работы с ними.

Например, имеющийся страх может получить имя, форму. Дети учатся им управлять, посадив на верёвочку. И тогда страх перестаёт быть чем-то бесформенным и бесконтрольным, а становится понятным и даже смешным.

Роль Кая с холодным, ледяным сердцем – состояние безучастности и безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай сидит и собирает слово «Вечность», а те, кто играют Герду, должны разрушить этот лёд, растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая её словами и действиями. Кто-то говорит нежные слова, кто-то начинает обнимать, кто-то протягивает руку и предлагает уйти из снежного замка. Это оказывается не так-то просто: сначала видно, как дети в растерянности, не знают, что делать, но потом, решившись, находят нужные слова и спасают Кая. Важно, что в роли Кая и Герды побывал каждый из детей.

В конце занятия то, что проживали, с чем соприкасались, мы связали с нашей жизнью. Где эти Каи вокруг, или они живут внутри нас? Как их расколдовывать? Трудно ли быть Гердой? И нужно ли ею быть?

Обязательно надо протянуть мостик от сказки к нашей жизни, чтобы всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо!

Я привела в пример одно путешествие, но форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказкотерапия помогает ребёнку открыть мир во всём его многообразии, помогает найти точки опоры в жизни и многое другое…Самое главное, что сказка совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит. Через эти занятия я становлюсь ближе к ребёнку, и понимаю чем могу ему помочь.

Сказкотерапия способствует не только успешному проявлению у детей позитивного образа Я, но и развитию памяти, внимания и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребёнка к школе.

Так же важно отметить снижение эмоционального напряжения у детей в период адаптации к новой школьной жизни, ведь благодаря сказкотерапии ребёнок учится выражать свои эмоции и чувства, понимать настроение другого человека, повышать уровень уверенности в себе.

Сказкотерапию мы проводим один раз в неделю. Начинается работа с малочисленных групп (от трёх человек). Далее маленькие подгруппы объединяются, максимальное количество детей -10 человек. Сказкатерапия проводится только при желании ребёнка, принудительство тут не уместно! Чтобы расположить ребёнка к себе, найти связующую ниточку между мною и детьми-любое занятие начинаю с шуток, веселых закличек, загадок и подвижных игр. Затем могут идти всевозможные музыкальные вариации, пантомимы, работа на воображение, постановка этюдов.

Хочется обратить внимание на то, что все занятия по сказкотерапии — это интегративный вид деятельности. Что помогает раскрыть личность ребёнка, выявить те или иные таланты, а самое главное-ребёнок в этой деятельности получает психо-эмоциональную разрядку.

Хочется посоветовать своим коллегам вносить сказкотерапию в планирование, так как она отвечает требованиям нескольких областей (коммуникативность, познание, социализация). Так же оптимально подходит сказкотерапия для работы с родителями. Это и придумывание сказок вместе с детьми (которые в последствии могут быть исценированны), совместное изготовление атрибутов для постановки этюдов, организация викторин, всевозможных калейдоскопов загадок.

В заключении хочется сказать, сказкотерапия для детей — это полезный метод воспитания и психотерапии, основами которого может овладеть любой.

Спасибо за внимание.

Список используемой литературы.

  • Л.Д. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников младшего школьного возраста». – М.; ЦГЛ 2003. Методические рекомендации для педагогической работы.
  • А.А. Маниченко «Как воспитать ребенка сильным: Сборник персонализированных сказок» Издательство: ООО Бэби Эксперт. 2009
  • «Тренинг по сказкотерапии» Сборник программ по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Санкт-Петербург Издательство: РЕЧЬ. 2000.

Фотоматериалы:

  • Использование ростовых кукол в работе по сказкотерапии.
  • Упражнение «От доброты растут цветы»
  • «Гости к нам пришли»

(нацелена работа на развитие диалогической речи, преодоления застенчивости в коллективе)

  • Изготовление кукол с детьми подготовительной группы.
  • Родители активные участники в наших играх. Мероприятие нацелено на установление благоприятных отношений между ребёнком и взрослым, с помощью методики сказкотерапии.

Сведения о себе:

Фомина Светлана Евгеньевна — воспитатель.

Место работы: МАДОУ № 18 «Мишутка»

Россия Московская область город Дубна

Просмотров: 2618
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Ермакова Ирина Леонидовна. Открытое занятие с элементами сказкотерапии «В гостях у сказки»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Поликухина Валентина Юрьевна. Презентация опыта работы по проектной деятельности на тему «Сказки В.Г. Сутеева»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Дорош Вера Сергеевна. Статья 'Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста'.
  • Сытник Ольга Николаевна. Сказки в жизни детей
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «В гостях у сказки».
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.
  • Хрипунова Елена Серафимовна. Конспект музыкального занятия с элементами театрализации «В гостях у сказки» для детей подготовительной к школе группы
  • Алла Васильевна Волченкова. Коррекционные сказки и их роль в работе с детьми младшего возраста
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Баринова Елена Сергеевна. Конспект итогового занятия по развитию речи детей старшей группы Театральная постановка сказки «Теремок»
  • Зинченко Ирина Алексеевна. Сценарий новогоднего утренника для детей дошкольников старшей и подготовительной групп «Новый год – по мотивам сказки «Щелкунчик»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Рычкова Светлана Юрьевна. Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы с 3 до 4 лет Драматизация сказки «Колобок»
  • Овсяницкая Светлана Сергеевна Захарова Елена Владимировна. Опыт работы по формированию представлений о нравственных качествах посредством народной сказки (вторая младшая группа).
  • Дзятская Светлана Михайловна. Занятие для детей старшего дошкольного возраста на профилактику лжи в школе с использованием сказки М.Панфиловой 'Задача для лисёнка'
  • Терехова Елена Васильевна. Викторина для детей подготовительной группы совместно с родителями на тему: «В гостях у сказки»
  • Приорова Наталия Алексеевна. Сценарий по мотивам сказки «Емеля» составлен специально для работы с детьми речевого сада.
  • Воробьева Алла Викторовна. Маленькие сказки о детстве Моцарта - занятие в «Музыкальной гостиной» для детей подготовительной группы
  • Шматова Е. В.. Викторина по сказкам для детей младшей группы «В гостях у сказки»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь