Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия.
Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Сказкотерапия нацелена на то, чтобы ребёнок мог регулировать собственные эмоции, а наша задача помочь ему в этом.
Скачать: Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников (полный конспект)"
Работая с детьми, я осуществляю подбор сказок, в зависимости от проблем ребенка, к примеру:
- Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
- Сказки для гиперактивных детей.
- Сказки для агрессивных детей.
- Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;
- Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи.
- Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Сказкотерапией я занимаюсь в кружке «В гостях у сказки», который существует в течение трёх лет, начиная с младшей группы. По моему мнению, это оптимальный возраст для начала этой работы. Мы с детьми:
- Рассказываем сказки.
- Рисуем сказки.
- Сочиняем сказки.
- Изготавливаем кукол.
- Драматизируем сказки.
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, мы придерживаемся определенных правил ее создания:
- Сказка в чем-то схожа с проблемой ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
- Сказка предлагает замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Если у ребёнка не получается, я всегда готова ему помочь.
- Сказочный сюжет разворачиваться в определенной последовательности:
Начало сказки, встреча с ее героями.
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Алгоритм создания сказки одинаков для всех возрастных групп, но в выборе главных героев есть нюансы:
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; (русские народные сказки)
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное ребёнка, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.
Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если мы не обсуждали с ним сказку, а только читали или рассказывали. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, я всегда нахожу возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Именно таким образом дети моей группы учатся действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. Это задача сложная, но дети подготовительной группы могут с этим справиться.
Мало прочитать сказку, важно её прожить! Как это?
На одном из занятий по сказкотерапии, мы путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: и Кая, и Герды, и разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки. Благодаря этому ребята получили возможность отыграть разные чувства, эмоции, страхи и найти модель работы с ними.
Например, имеющийся страх может получить имя, форму. Дети учатся им управлять, посадив на верёвочку. И тогда страх перестаёт быть чем-то бесформенным и бесконтрольным, а становится понятным и даже смешным.
Роль Кая с холодным, ледяным сердцем – состояние безучастности и безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай сидит и собирает слово «Вечность», а те, кто играют Герду, должны разрушить этот лёд, растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая её словами и действиями. Кто-то говорит нежные слова, кто-то начинает обнимать, кто-то протягивает руку и предлагает уйти из снежного замка. Это оказывается не так-то просто: сначала видно, как дети в растерянности, не знают, что делать, но потом, решившись, находят нужные слова и спасают Кая. Важно, что в роли Кая и Герды побывал каждый из детей.
В конце занятия то, что проживали, с чем соприкасались, мы связали с нашей жизнью. Где эти Каи вокруг, или они живут внутри нас? Как их расколдовывать? Трудно ли быть Гердой? И нужно ли ею быть?
Обязательно надо протянуть мостик от сказки к нашей жизни, чтобы всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо!
Я привела в пример одно путешествие, но форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказкотерапия помогает ребёнку открыть мир во всём его многообразии, помогает найти точки опоры в жизни и многое другое…Самое главное, что сказка совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит. Через эти занятия я становлюсь ближе к ребёнку, и понимаю чем могу ему помочь.
Сказкотерапия способствует не только успешному проявлению у детей позитивного образа Я, но и развитию памяти, внимания и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребёнка к школе.
Так же важно отметить снижение эмоционального напряжения у детей в период адаптации к новой школьной жизни, ведь благодаря сказкотерапии ребёнок учится выражать свои эмоции и чувства, понимать настроение другого человека, повышать уровень уверенности в себе.
Сказкотерапию мы проводим один раз в неделю. Начинается работа с малочисленных групп (от трёх человек). Далее маленькие подгруппы объединяются, максимальное количество детей -10 человек. Сказкатерапия проводится только при желании ребёнка, принудительство тут не уместно! Чтобы расположить ребёнка к себе, найти связующую ниточку между мною и детьми-любое занятие начинаю с шуток, веселых закличек, загадок и подвижных игр. Затем могут идти всевозможные музыкальные вариации, пантомимы, работа на воображение, постановка этюдов.
Хочется обратить внимание на то, что все занятия по сказкотерапии — это интегративный вид деятельности. Что помогает раскрыть личность ребёнка, выявить те или иные таланты, а самое главное-ребёнок в этой деятельности получает психо-эмоциональную разрядку.
Хочется посоветовать своим коллегам вносить сказкотерапию в планирование, так как она отвечает требованиям нескольких областей (коммуникативность, познание, социализация). Так же оптимально подходит сказкотерапия для работы с родителями. Это и придумывание сказок вместе с детьми (которые в последствии могут быть исценированны), совместное изготовление атрибутов для постановки этюдов, организация викторин, всевозможных калейдоскопов загадок.
В заключении хочется сказать, сказкотерапия для детей — это полезный метод воспитания и психотерапии, основами которого может овладеть любой.
Спасибо за внимание.
Список используемой литературы.
- Л.Д. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников младшего школьного возраста». – М.; ЦГЛ 2003. Методические рекомендации для педагогической работы.
- А.А. Маниченко «Как воспитать ребенка сильным: Сборник персонализированных сказок» Издательство: ООО Бэби Эксперт. 2009
- «Тренинг по сказкотерапии» Сборник программ по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Санкт-Петербург Издательство: РЕЧЬ. 2000.
Фотоматериалы:
- Использование ростовых кукол в работе по сказкотерапии.
- Упражнение «От доброты растут цветы»
- «Гости к нам пришли»
(нацелена работа на развитие диалогической речи, преодоления застенчивости в коллективе)
- Изготовление кукол с детьми подготовительной группы.
- Родители активные участники в наших играх. Мероприятие нацелено на установление благоприятных отношений между ребёнком и взрослым, с помощью методики сказкотерапии.
Сведения о себе:
Фомина Светлана Евгеньевна — воспитатель.
Место работы: МАДОУ № 18 «Мишутка»
Россия Московская область город Дубна
|