- Захарова Елена Владимировна воспитатель СП «Остров сокровищ» ГБОУ «Школа № 1285», СЗАО, г. Москва, РФ,
- Овсяницкая Светлана Сергеевна воспитатель СП «Остров сокровищ» ГБОУ «Школа № 1285», СЗАО, г. Москва, РФ, аспирант кафедра педагогики, МГОУ.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, так как впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Детям младшего дошкольного возраста сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Наблюдения за детьми четвёртого года жизни показывают, что многие дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В.А. Сухомлинский говорил о том, что нравственным воспитанием ребенка необходимо заниматься, учить «умению чувствовать человека».
В течение 9 месяцев с сентября по май 2017-2018 год в СП «Остров сокровищ» ГБОУ школа № 1285 СЗАО города Москвы в младшей группе «Ромашка» проводилась работа по формированию нравственных качеств посредством народной сказки.
На начало учебного года были поставлены следующие задачи:
- сформировать представления о доброжелательном отношении друг к другу: стремление к сочувствию, взаимопомощи, умение делиться с товарищем
- сформировать стремление к осуждению злых поступков, опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
Работа проводилась по двум направлениям:
I направление – представление о добрых чувствах, выраженные в поведении детей: проявление сочувствия, проявление взаимопомощи, умение делиться.
II направление – представление о доброжелательности, выраженное в высказываниях детей: осуждение злых поступков, правильная словесная оценка.
Первоначально осуществлялся подбор литературных произведений (10 народных сказок, соответствующих ФГОС, в соответствии с задачами и на основании методических рекомендаций, данных авторами программы «От рождения до школы», по которой работает детский сад).
Тщательно продумывался план проведения занятий, развлечений, досугов, сценарий каждого развлечения и их взаимосвязь. При подготовке к проведению бесед, досугов и занятий активно использовались в качестве образцов существующие методические и дидактические пособия.
В ходе работы в соответствии с II направлением внимание акцентировалось на употребление детьми слов, отражающих нравственные принципы, на степень адекватности их использования. Для детей данного возраста это трудная задача, поэтому предлагалось ребенку обратиться к иллюстрации из знакомой сказки. ( «Кто здесь поступил справедливо? Кто оказался настоящим другом?»). Использовался также стандартный набор характеристик: хороший — плохой, добрый — злой, умный — глупый, смелый — трусливый и т.д. Методические приемы, используемые при работе над сказкой, ведут детей к более глубокому пониманию моральной сути этого произведения, к осознанию того, что значит доброжелательность. В связи с этим вопросы к беседе по произведению были направлены не на припоминание детьми сюжетной линии и содержания произведения, а на анализ поступков героев.
С целью формирования представлений о нравственных качествах посредством народной сказки была разработана и проведена серия занятий и досугов с использованием народных сказок:
1. Комплексное занятие по развитию речи, чтению художественной литературы и художественному творчеству по сказке «Репка».
Задачи: учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в сказке с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. Воспитывать любовь к устному русскому фольклору,
Основой занятия стало размещение в группе иллюстраций сказки «Репка», были предложены несколько вариантов театра. Воспитатель предлагал детям вспомнить сюжет сказки. Дети рассматривали иллюстрации к ней. Воспитатель читает загадку про репку и говорит, что в гости к нам пришла маленькая мышка и хвастается, что она вытащила репку. Педагог предлагает детям подумать, так ли это. Выслушивает ответы детей и рассказывает сказку с показом на фланелеграфе. Затем педагог спрашивает у детей: «Скажите, мышка сама вытащила репку? Кто ей помогал?». Предлагает вспомнить и назвать всех героев сказки. Далее поясняет, что они трудились все вместе. Любое дело нужно делать вместе, дружно. Детям предлагается самим рассказать и показать сказку. Далее педагог предлагает детям сделать мышке подарок — нарисовать репку.
В ходе занятия наибольший интерес, оживление, радость детей вызвал самостоятельный показ сказки, многие хотели рассказать ее. В конце занятия подвести детей к пониманию правила: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно».
2. Комплексное занятие по сказке «Заюшкина избушка» с интеграцией областей ФЦКМ, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Задачами проведенного занятия являются: обогащать словарный запас детей; воспитывать доброжелательность и учить сопереживать героям сказки; учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; закреплять у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе; учить детей рассуждать, пользуясь вопросами и оценкой воспитателя, формировать умение отвечать на вопросы.
Воспитатель обращал внимание ребят на то, что за окном наступила весна. Задавая наводящие вопросы о происходящих изменениях в природе, закрепляет признаки наступления весны. (Как стало светить солнышко? Что происходит со снегом? Теплее ли стало на улице?) Выслушав ответы детей, воспитатель объединяет их. Далее предлагает послушать сказку «Заюшкина избушка». Ребята внимательно слушали, переживали за зайчика. Как же так, ни собачки, ни волк и даже медведь не смогли прогнать лисичку из заюшкиной избушки. Очень обрадовались, когда петушок прогнал лисичку из избушки зайчика. Радовались, что петушок будет жить вместе с зайчиком. Сказка с хорошим концом. Затем воспитатель задает вопросы: «Про кого сказка? Какое время года в сказке? Что случилось с избушкой лисички, почему? Кто хотел помочь зайчику прогнать лису? Какая лиса, какой зайчик? Правильно ли поступила лиса? Как вы думаете, хорошо ли обижать и обманывать тех, кто слабее, меньше тебя? Давайте вместе подумаем». Приведём некоторые ответы дети: «Нехорошо обижать маленького зайчика, он ведь слабый … Зайчик маленький, его обижать нельзя… Зайчик не может за себя заступиться…Лиса злая, нехорошая, надо ее наказать…». После постановки вопроса: «А где будет жить лисичка?» дети вместе с воспитателем лепят избушку для лисички, что бы она стала доброй и не выгоняла зайчика из домика.
Названные комплексные занятия показали, что дети способны правильно осознать, оценить описанные события, поведение персонажей, а также выразить свои чувства. После занятий дети самостоятельно рассматривали иллюстрации к сказке, картинки с изображением весны, играли с персонажами.
Подобный алгоритм был использован при проведении занятий «Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» с элементами моделирования», комплексное занятия по познавательному развитию «Путешествие в сказку «Колобок»», Беседа о дружбе и взаимопомощи на основе сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Таким образом, организованные занятия и беседы помогали переносить этические представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность.
Положительный опыт внимательного и заботливого отношения, полученный ребенком из сказок, отражается как в реальной жизни, так и в коллективных играх. Например, таких как «Дочки – матери», «Больница», «Стройка», «Детский сад». Удовлетворение и радость от совместных игр способствуют формированию элементов поведения в коллективе.
Усвоению вежливых форм общения способствуют игровые задания: «Придумай вежливые слова», «Колобок» (для игры используют мяч, на котором нарисовано лицо колобка) – детям предлагается, перекатывая мяч друг другу, поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький».
На всех занятиях использовались различные методы и приёмы: показ иллюстраций, загадывание загадок, обыгрывание сказок различными видами театра, беседы.
Как реализация творческих возможностей детей и закрепления знаний сказок была проведена серия занятий по изобразительной деятельности, досугов, свободное рисование ( «Колобок», «Испечем пирожки для Маши» — лепка; коллективное конструирование из крупного конструктора – «Теремок»)
Большое внимание уделялось оформлению развивающей среды в групповой комнате. Был оформлен тематический уголок, где находились иллюстрации к сказкам, различные виды театра, раскраски со сказочными персонажами, к которым дети обращались во время свободных игр, досугов, дидактических игр.
Так же для лучшего восприятия были подобраны и показаны во время досугов мультфильмы по мотивам уже знакомых сказок ( «Колобок», «Кот, лис и петух», «Теремок»), что способствовало более эмоциональному переживанию за героев сказок.
В книжном уголке была подготовлена тематическая выставка, где были собраны сказки с богатым красочным описанием, с яркой характеристикой персонажей, где сказочные образы дают представление о морали, справедливости. Дети свободно могли пользоваться книгами, рассматривали иллюстрации, что помогало им вспомнить знакомые произведения.
Для формирования представлений о нравственных качествах посредством народной сказки младших дошкольников была подготовлена беседа «Что значит быть добрым?» В ходе беседы воспитатель формировала у детей представления о том, что добрый человек всегда помогает своему другу. Он делится с другими (игрушками, сладостями), выручает того, кто попал в беду. При анализе ситуаций, случавшихся в группе, ребята сами давали оценку, как поступил тот или иной ребенок.
Родители откликнулись на рекомендации воспитателя и посетили со своими детьми кукольный театр. Проведена работа с родителями, которая включала в себя проведение консультации на тему «Формируем у детей нравственные качества и дружеские отношения», родительское собрание «Сказка как средство воспитания нравственных качеств у ребенка», тематическая встреча с родителями «Хорошо и плохо — азбука нравственности». Целью этих мероприятий было привлечь внимание родителей к вопросу формирования дружеских отношений у детей, стремление показать важность дружеских отношений в развитии личности ребенка, помочь родителям понять процесс формирования личности ребенка.
Список литературы
- А.Р. Бунятова Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 6 – С. 85-88
- Александрова О. Разыгрываем сказку // Дошкольное воспитание — 1998 — №1 — С. 44.
- Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании// Вопросы психологии. — 1993. — 5. — С. 39-43.
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения // Изб. Психологические произведения. – М.: Просвещение, 1986. – с.103-110
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2005. — 5. — С. 28.
- Калунина Е. Воспитание сказкой // Ребенок в детском саду. — 2002. — 5. — с.73-75.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 262с.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе. — «Школа 2100», 2012. -с. 21-34.
- Маршак С.Я. Воспитание словом Издательство: М.: Советский писатель, 1961г., с. 193-246
- Рябкова И. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки// Дошкольное воспитание. — 2004. — 9. — с. 31-33.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста — М.: «Просвещение», 2003, с.13-20
- Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» / Виктория Холмогорова. – М.: Чистые пруды, 2007, с.15-20
- Шарыгина Т. А. Вежливые сказки: этикет для малышей. – М., 2001. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой А.Д. – М.: Просвещение, 1985, с.34-47
- Шорохова О.А. Использование сказкотерапии в работе с младшими дошкольниками // Логопед — 2006 — №5 — с. 16.
- Якобсон С.Г. Что, по мнению детей, «хорошо», а что – «плохо» // Дошкольное воспитание. – 1998. – №1. – С. 50-54.
|