Депланьи Татьяна Александровна. Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки

Одной из основных задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. В процессе взросления ребенок встречается не только с добром и справедливостью, верностью и героизмом, но и с корыстью, нечестностью, предательством. Для гармоничного развития личности с прочными идейными и нравственными качествами, культурой поведения и труда, ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Формировать и воспитывать нравственные качества ребенка необходимо тогда, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в дошкольном возрасте появляются первые морально-нравственные установки, определяется направленность личности.

Одной из важнейших задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс, основанный на духовно-нравственных и культурных ценностях, принятых в обществе, поэтому воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста имеет на сегодняшний день первостепенное значение.

 

Сказки являются важнейшим воспитательным средством, выработанным веками и проверенным народом. Педагогическая ценность сказки была убедительно доказана практикой воспитания. Невозможно представить детство без сказки, и поэтому в курс образования и воспитания каждого ребенка обязательно должно входить знакомство со сказками.

Исследователями доказано, что формирование нравственных качеств у детей начинается в возрасте 5-7 лет. Поведение старшего дошкольника становится более осознанным по сравнению со средним дошкольным возрастом. Детям старшего дошкольного возраста постепенно становится понятен смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность прогнозировать последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников перестает быть ситуативным и становится более целенаправленным и сознательным.

У ребенка оформляется его внутренняя позиция — довольно устойчивой система отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходной базой для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности У детей формируются ответственность за свое поведение, элементы самоконтроля, предварительное планирование действий, организованность.

Для дошкольника сказка — это не просто фантазия и вымысел, она выступает особой реальностью, реальностью, прежде всего мира чувств. В сказке могут раздвинуться рамки обычной жизни. Форма изображения таких сложных явлений и чувств, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, — особая, сказочная, которая становится доступной для понимания ребёнка, что касается нравственного смысла, то он остаётся подлинным Педагог, используя различные приемы и техники в работе со сказкой, решает задачи по развитию эмоциональной, социальной сфер, речевой активности детей, обогащению словарного запаса, воспитания нравственных качеств.

Сказка живёт и в устном исполнении, и в книге, её любят взрослые и дети. Сказки выражают мечты о будущем, чаще всего об идеальной картине мира, отношение к действительности, эстетические идеалы и народное мировоззрение

Положительные герои, как правило, наделены отвагой, мужеством, красотой, честью, у них острое чувство справедливости и другие высокоморальные качества, которые ценны для народа во все времена. Не случайно, слушая или читая сказку, ребенок представляет себя в образе положительных героев, осознает, что истинно красивый человек трудолюбив, добр, честен ( «Крошечка-хаврошечка», «Морозко»); верен долгу, смел, мужественен ( «Марья-Моревна», «Василиса Премудрая»); уважает и слушает родителей, ценит родственные связи ( «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») В результате ребёнок усваивает определённые модели поведения, которые в будущем помогут ему функционировать в обществе. Идеал для дошкольника — это его перспектива, к которой он будет стремиться на протяжении его роста и развития, сверяя с ним свои действия и поступки. Этот идеал поможет ему в дальнейшем найти себя, своё место, определит его как личность.

Конечно, сказка не даёт ребёнку прямых наставлений и указаний к действию или бездействию, но в каждой сказке заложен определённый урок, который постепенно усваивается сознанием (Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам — урок). Ведь, как известно, дети в дошкольном возрасте очень чувствительны и в большей мере, чем взрослые, склонны к восприятию и усвоению нового материала, поэтому сказки так хорошо усваиваются и запоминаются детьми

Формировать стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством педагоги предлагают с помощью былин.

Былины прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственные идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная действительность соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль предназначен прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

Таким образом, уникальность народных и авторских сказок состоит в том, что они содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя первые нравственные представления у детей, педагог, с помощью сказки, стремится привить им чувство прекрасного, научить правде, добру, умению ценить прекрасное в природе и людях.

Просмотров: 671
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Цветова Ольга Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Романова К. А.. Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
  • Валитова Роза Нагимовна. Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста
  • Валитова Роза Нагимовна. Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Иванова Ирина Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Кирамова Римма Рамиловна. «Воспитание нравственных качеств у детей через театрализованную деятельность
  • Кирамова Римма Рамиловна. «Воспитание нравственных качеств у детей через театрализованную деятельность
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • КОРОЛЕНКО ЛЮБОВЬ ВАЛЕРЬЕВНА. Формирование нравственных качеств у дошкольников
  • Сорокина Анастасия Александровна Щербакова Наталья Сергеевна Килина Ирина Юрьевна. Цикл занятий по развитию духовно – нравственных качеств воспитанников «Школа добрых чувств»
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Миронова Елена Николаевна, Смирнова Ирина Дмитриевна. Доклад из опыта работы «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством отечественных мультфильмов»
  • Киселёва Анна Викторовна. Статья «Развитие нравственных качеств у дошкольников».
  • Эльмира Рифовна Сабирова. На тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Приходько Светлана Анатольевна. «Воспитание нравственных чувств посредством организации художественно – творческой деятельности старших дошкольников»
  • Маринина Ирина Викторовна. Педагогический совет тема: «Воспитание личностных качеств ребенка – дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Карапетян Инга Николаевна. Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми на формирование нравственных качеств воспитанников
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Сташкова Татьяна Николаевна. РЕБЕНОК У ЭКРАНА. ТЕЛЕВИЗОР СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙ
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Овсяницкая Светлана Сергеевна Захарова Елена Владимировна. Опыт работы по формированию представлений о нравственных качествах посредством народной сказки (вторая младшая группа).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь