КОРОЛЕНКО ЛЮБОВЬ ВАЛЕРЬЕВНА. Формирование нравственных качеств у дошкольников

Подготовила воспитатель группы раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна

«Формирование нравственных качеств у  дошкольников в условиях разновозрастной группы»

 В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается слабостью, а пожалеть расстроенного стыдно, мол, он сам виноват в своих неудачах.

Взрослые, так сказать, успешные люди на первый план ставят на первый план материальное обогащение любой ценой, мол, цель оправдывает средства. Но жизнь настолько сложна, многогранна и изменчива, и в ней важно всегда оставаться человеком с большой буквы, иметь тот духовный стержень, который в разных ситуациях подскажет, как правильно поступить и поможет быть честным перед самим собой, перед внутренней инстанцией - совестью.

Причиной такой ситуации является кризис ценностей в обществе, и изменять эту ситуацию нужно с первого звена образования - дошкольного.

В дошкольном возрасте появляются предпосылки к рефлексивному мышлению как способности ребенка анализировать свои поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других детей.

Развитие рефлексивного мышления - это прежде всего воспитание у ребенка умения чувствовать сердцем другого ребенка. Для этого нужно учить детей ставить себя на место других людей, как детей, так и взрослых, уметь радоваться чужим успехам, сочувствовать неудачам. Для маленького ребенка весь мир состоит из хорошего и плохого, правильного и неправильного. В повседневной жизни под влиянием эмоционального восприятия окружающей действительности, подражание поведению авторитетных старших друзей формирует его мировоззрение, его видение мира.

Наблюдая за образовательным процессом в детском саду, многие воспитатели понимают, что проявить разнообразные чувства, которые способствуют духовному развитию ребенка (заботливость, сопереживание, милосердие, любовь, ответственность, доброту, отзывчивость, взаимопонимание, уважение, дружбу, умение радоваться успехам других) значительно большую возможность имеют дети, которые посещают разновозрастные группы, потому что именно в группе, в которой есть дети разного возраста, возникают ситуации, которые непосредственно заставляют детей действовать, формируя тем самым моральные качества.

Разновозрастная группа детского сада напоминает дружную семью. Если отношения сложились правильно, то между детьми господствуют забота и взаимопомощь. Это мы можем сравнить с воспитанием в семье. Когда появляется в семье маленький ребенок, то поведение старшего ребенка заметно меняется, он взрослеет на глазах, становится более ответственным, пытается оправдать доверие взрослых.

Так же и в саду, старший ребенок заботится о малыше, является образцом, авторитетом для младшего, более доступным и понятным, чем взрослый, поэтому малыш пытается подражать старшим, с удовольствием присоединяется к играм и совместной деятельности, более успешно и легко осваивает новые знания и приобретает опыт, потому что детям легче учиться друг от друга, чем просто копируя взрослого.

Совместные игры, наблюдение, радость от возможности быть вместе и интересно проводить время - основа гармоничных отношений в детском сообществе. В этих отношениях младшие полагаются на помощь старших, с большим желанием обращаются за этой помощью, хотят услышать одобрение старших детей, ссылаются на их авторитет, приобретая таким образом любовь и благодарность своих старших друзей. А старшие дети, играя с маленькими, охотно принимают участие в их забавах, закрепляют полученные знания в практической деятельности, поскольку имеют возможность обучать и помогать меньшим.

1. Придя в детский сад, старший ребенок помогает младшему раздеться.

Моральные качества: заботливость, чуткость.

2. Во время самостоятельных дидактических игр малышей учат играть в новые игры.

Моральное качество: взаимопомощь.

3. Возвращаясь с музыкального занятия, детей держат за ручку, чтобы детям было легче идти по лестнице.

Моральное качество: сопереживание.

4.На занятиях помогают младшим справиться с задачей.

Моральное качество: ответственность.

5.Прививают малышам любовь к труду.

Моральное качество: трудолюбие.

6.На прогулке обращают внимание младших на красоту родной природы.

Моральное качество: благородство.

7. Во время таких режимных моментов, как подготовка к обеду, показывают своим примером, как нужно мыть и вытирать ручки, садиться за стол, держать ложку и т.п.

Моральные качества: исполнительность, доброта, забота.

8. Во время общения и игровой деятельности дети могут справедливо оценить ситуацию, объяснив кто прав и почему, как лучше поступить в данной ситуации.

Моральные качества: милосердие, справедливость, честность.

9. И что очень важно, и старшие дошкольники, и младшие во время совместной деятельности умеют радоваться успехам друг друга.

Моральное качество: доброжелательность.

10. Дети сотрудничают вместе и достигают положительных результатов.

Моральные качества: благодарность, искренность, уважение.

На примере рассмотренных ситуаций мы с вами увидели, как совместное пребывание детей разного возраста в одной группе способствует формированию у них таких нравственных качеств личности как милосердие, любовь, уважение, доброта, заботливость, искренность, благодарность, доброжелательность, сопереживание, а одним словом мы можем назвать это - человечность .

А для того, чтобы способствовать тесному сотрудничеству старших детей с младшими, мы используем такие формы работы как экран эмоций, выбор деятельности в различных развивающих центрах по желанию детей, игровые приемы (разделение на пары, группы по цвету цветка, геометрических фигур и т.д.), дневник добрых дел, тематические дни, шефство, и, конечно же, все это возможно организовать в группе продленного дня.

Итак, разновозрастная группа ближе к модели общества чем одновозрастная, в которой отсутствует социальная динамика, так как распределение ролей, тип взаимоотношений одинаков, а социальный опыт очень ограничен. Зато в условиях разновозрастной группы каждый ребенок проходит естественный путь от младшего к старшему, и неизбежно бывает в разных ролях: от неопытного малыша, и до уверенного опекуна младших, а приобретенный опыт, умение правильно поступить в той или иной ситуации, несомненно, способствует его нравственному развитию. Ребенок понимает чужую боль, сочувствует, искренне радуется успехам других, не допускает разногласий между словом и делом, взвешивает свои суждения и поступки; придерживается чувства меры: не лицемерит, всегда остается сам собой; доброжелательным; делает добрые дела, не требуя похвалы и вознаграждения.

Список литературы:

 

1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших дошкольников //  2005, №11. - С. 68-71.

2.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.

3.Волков Б. С. Психология младшего дошкольника. – М.: Альма Матер, 2006.

5.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12

7.Кондрашин И. Глоссарий философских терминов. - 2006.

8.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

9.Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.

10.Маленкова Л.И.  Человековедение: Программа и методические материалы для дошкольного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

 

 

 

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Сценарий образовательной ситуации по разделу 'ребенок в семье и сообществе' для детей средней группы
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Давыдова Любовь Валерьевна. Формирование правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Романова К. А.. Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Яковлева Любовь Викторовна. План-конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей в первой младшей группе «Прогулка в лес»
  • Валитова Роза Нагимовна. Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Заздравных Инна. Формирование физических качеств у детей 4 -5 лет в совместной деятельности педагога с детьми на прогулке «Волшебное путешествие в осенний лес»
  • Любовь Ларченкова. Формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Валитова Роза Нагимовна. Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Флаасс Д.С. Коновалова Е.Ф.. Опыт работы по развитию пространственной ориентировки у незрячих детей дошкольного возраста в условиях комбинированной группы с привлечением тьютора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь