Флаасс Д.С. Коновалова Е.Ф.. Опыт работы по развитию пространственной ориентировки у незрячих детей дошкольного возраста в условиях комбинированной группы с привлечением тьютора

Опыт работы по развитию пространственной ориентировки у незрячих детей дошкольного возраста в условиях комбинированной группы с привлечением тьютора

Авторы:

  • тифлопедагог Флаасс Д.С.
  • тьютор Коновалова Е.Ф.

МАДОУ «Детский сад №96» г. Пермь

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания незрячих детей была и остается проблема ориентировки в пространстве. Известно, что незрячим детям свойственна малая двигательная активность, а также что формирование пространственных представлений, и умение обозначить словесно пространственные отношения, без взрослого не возможны. Развитие ориентировки в пространстве детей с глубоким нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

У незрячих детей 4-5 лет развитие ориентировки в микропространстве включает в себя следующие задачи:

  • Формировать пространственные представления слева направо, сверху вниз.
  • Учить использовать в микропространстве такие пространственные понятия, как верхний/нижний, левый/правый угол; середина справа/слева, середина вверху/внизу.
  • Учить располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола, на фланелеграфе слева, справа, вверху, внизу, посередине.
  • Определять и обозначать в речи пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

Микроориентировка относительно предмета: тифлопедагог, тьютор учат слепого ребенка ориентироваться в ограниченном пространстве (поверхность, стола, фланелеграф) впереди-сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения.

 

Скачать конспект

Тьютор в работе в условиях комбинированной группы с незрячим ребёнком 4-х лет, наблюдая за ребёнком во время индивидуальных занятий и самостоятельных игр отметила то, что дошкольник, занимаясь с различными предметами или мелкими игрушками старается осмотреть не только те предметы, которые необходимы ему на данный момент в занятии, но и те, которые лежат на столе в стороне от него. Осматривая весь стол, ребёнок отвлекается от поставленной задачи и переключает внимание, не выслушивает инструкцию педагога. Во время активного действия с ними, предметы и игрушки, особенно мячики, падали на пол. Найти их на полу для незрячего ребёнка достаточно проблематично.

В связи с этим возникла идея ограничения рабочей поверхности и изготовлении «рабочего стола», который поможет ребёнку облегчить ориентацию на поверхности большого стола и понимать, где можно брать предметы, предназначенные для занятия. Также этот «рабочий стол», оснащённый бортиком по периметру, помогает ребёнку во время самостоятельной игры не терять предметы и игрушки.

«Рабочий стол» был сделан из большой квадратной крышки обувной коробки. Для улучшения осязания, чтобы ребёнок хорошо отличал «рабочий стол» от других поверхностей, крышка была обклеена бархатной бумагой (шероховатая текстура).

«Рабочий стол» стал незаменимым помощников в работе с ребёнком. Сам ребёнок хорошо ориентируется в пространстве стола. Самостоятельно подходит к столу, находит «рабочий стол», где лежат его игрушки. Особенно любит играть с мячиками разного размера, также мячики имеют разную поверхность. Слепой ребёнок более уверенно чувствует себя в самостоятельной игре, так как очень редко теряет предметы и оставляя их на «рабочем столе», знает, где можно потом найти. «Рабочий стол» используется в разных видах деятельности, более широко, чем предполагалось. Данная разработка также используется тьютором, при организации дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и осязания. В дальнейшем планируется «рабочий стол» увеличить, а бортики снизить, для дальнейшего освоения навыка ориентации и умения самостоятельно действовать с предметами.

Фото сделано тьютором Коноваловой Е.Ф.

Просмотров: 342
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве у детей второй младшей группы детского сада
  • Мария Хорольская. Круглый стол Тема: «Двигательная активность-средство полноценного развития детей»
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Толмачева Ольга Борисовна. Семинар-практикум для воспитателей «Игры на развитие ориентировки в пространстве»
  • Голубева Валентина Петровна. Конспект НОД с детьми младшей группы на развитие «Пространственные отношения»
  • Крошухина Ольга Анатольевна. Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста»
  • Виноградова Елена Александровна. Методическая разработка занятия для детей младшего дошкольного возраста «Научим Катю сервировать стол»
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.
  • Собгайда Палина Евгеньевна. Методическая разработка для средней группы «Предметы с секретом»
  • Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-
  • Надежда Васильевна Бэц. Интегрированное тематическое занятие «Хлеб на стол к нам пришел» для детей подготовительной к школе группы
  • Кожевникова Виктория. Круглый стол с родителями «Интелектуальное развитие дошкольников 4 – 5 лет»
  • Костылева Елена Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Предметы из бабушкиного сундука»
  • Гуленок Елена Азимовна. Конспект методической разработки совместного мероприятия родителей и детей средней группы «Круглый стол – «Наши традиции».
  • Плотникова Людмила Михайловна. Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Козлова Марина Николаевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО СТОЛА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
  • Фаррахова Ляйсан Флюровна. Конспект организованной образовательной деятельности «Опасные предметы»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Кашпырева Екатерина Николаевна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как хлеб к нам на стол пришёл»
  • Владимирова Ольга Леонидовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в I младшей группе. Тема: «Предметы вокруг нас (посуда)»
  • Гусева Марина Владимировна. Одежда и предметы защитного вооружения русских воинов
  • Волковская Екатерина Александровна. Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе»
  • Хрычева Наталия Петровна. Перспективное планирование по ФГОС Тема недели: «Из чего сделаны предметы».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь