Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5
Учитель — логопед: Волковская Е.А. ст. Крыловская
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем с вами круглый стол. Такое мероприятие подразумевает запас определенных знаний. Я надеюсь, мы будем с вами работать активно и дружно.
Слайд № 1
Тему сегодняшнего мероприятия Вы видите на экране.
Всем известно, что педагоги в своей практике часто видят, что дети, приходя в школу, сталкиваются с огромным потоком информации и невозможностью справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются наши дети. Современные условия требуют от ребенка не только владения знаниями, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому и пользоваться ими. «Сильные» или более подготовленные дети со временем справляются с этой задачей, а вот «слабые» …
Сегодня мы поговорим с вами о том, как же подготовить ребенка к школе.
Вы знаете, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.
Давайте с вами вспомним, с какими проблемами приходят к нам дети: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Слайд № 2
Наверняка для устранения этих трудностей и недостатков вы применяете в своей работе разнообразные методы и приемы. В нашем детском саду в коррекционной работе с детьми нами используются инновационная технология, которой является мнемотехника.
Слайд № 3
- Скажите, кто из Вас знаком или уже применяет эту технологию?
Оказывается мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.
- Давайте подумаем, как с помощью приемов мнемотехники можно заниматься развитием речи ребенка (предложения специалистов)
Согласитесь, что обычно мы мыслим образами. Многие из нас ко всему прочему являются визуалами, которые очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение, или любой другой материал на слух. Я, например, в школе запоминала страницу учебника, вместе с картинкой, при ответе я вспоминала картинку по теме ответа, и только потом материал. Нашим детям тяжело воспринимать произведения без иллюстраций. Вспомните, ребенок берет книгу, и слышишь от него: «У! Она без картинок!!!». (Личный пример)
Слайд № 4
Все наши выводы подтверждаются словами Сухомлинского:
«Если учить ребенка неизвестным пяти словам, и он будет долго и мучительно их запоминать. Но если связать 20 таких слов картинками, то он их усвоит на лету»
Для таких целей и служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал по развитию речи ребенка.
Слайд № 5
Обратите внимание на изображение следующего слайда. На нем изображена схема.
- Как вы думаете, что мы можем изучить с детьми с помощью данной схемы?
Это всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Как любая работа, мнемотехника включает в себя разные виды работ и строится строится от простого к сложному.
- Назовите какие это виды работы? Давайте подумаем и выстроим их от простого к сложному.
Слайд № 6
Конечно необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
- (Составить предложения по мнемоквадратам) Мнемоквадраты это – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
- Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки (Составить мнемодорожку, используя мнемоквадраты) – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
- И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит схематичное изображение, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. (Составить мнемотаблицу, используя мнемоквадраты)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Слайд № 7
Итак, мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных методов и приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слайд № 8
Так как мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать на всех этапах коррекционной работы. Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении и пересказывании рассказов; разучивании стихотворений, скороговорок, потешек, коррекции звукопроизношения.
А сейчас, уважаемые коллеги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
- Составить рассказ – описание о птице по мнемотаблице.
- Составить мнемотаблицу, используя мнемоквадраты, к стихотворению
- Зарисовать мнемотаблицу к скороговорке или потешке.
- Придумать мнемотаблицу на автоматизацию звука.
-Какие трудности у вас возникли в ходе работы?
Вы заметили, что для изготовления этих картинок не требуется много времени и больших художественных способностей: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.
Слайд № 9
Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов.
- Давайте, вспомним, какие этапы мы использовали в ходе работы с мнемотаблицами.
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Преобразование из абстрактных символов в образы.
- Составление (повторение) предложений или рассказа.
Слайд № 10
Вы знаете, что овладение данной технологией сокращает время обучения и одновременно способствует решению многих задач.
- Давайте вместе с вами обобщим и подумаем каких?
- Развитию связной речи;
- Развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
- Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.
Слайд № 11
Да, действительно, работа по мнемотаблицам сокращает время, решает многие задачи, а главное способствует подготовки ребенка к школе.
- Давайте на основе всего прослушанного сделаем вывод, чему же мы учим детей перед школой, благодаря использованию данной технологии.
Используя мнемотехнику, мы учим детей:
- Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий внутренний план умственных действий и речевого высказывания;
- Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.
Таким образом, использование приёмов мнемотехники позволяет повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повысить их эффективность. Включая элементы мнемотехники в свою работу, нам удается сформировать готовность ребенка к школьному обучению, выработать навык грамотной обработки информации, научить усваивать сложный материал без умственного и нервного напряжения. Думаю, эти качества очень пригодятся не только детям, но и педагогам, к которым придут наши детки в первый класс.
Для тех, кто заинтересовался сегодняшней темой, и, желает использовать этот метод в своей практике, предлагаю ознакомиться с буклетом, в котором дана литература и интернет-сайты по этой теме.
Слайд № 12
- А также всегда помнить всем известную фразу:
«Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься»
Слайд № 13 Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.
|