Волковская Екатерина Александровна. Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе»

Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5

Учитель — логопед: Волковская Е.А. ст. Крыловская

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем с вами круглый стол. Такое мероприятие подразумевает запас определенных знаний. Я надеюсь, мы будем с вами работать активно и дружно.

Слайд № 1

Тему сегодняшнего мероприятия Вы видите на экране.

 

Всем известно, что педагоги в своей практике часто видят, что дети, приходя в школу, сталкиваются с огромным потоком информации и невозможностью справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются наши дети. Современные условия требуют от ребенка не только владения знаниями, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому и пользоваться ими. «Сильные» или более подготовленные дети со временем справляются с этой задачей, а вот «слабые»

Сегодня мы поговорим с вами о том, как же подготовить ребенка к школе.

Вы знаете, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело.

Давайте с вами вспомним, с какими проблемами приходят к нам дети: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Слайд № 2

Наверняка для устранения этих трудностей и недостатков вы применяете в своей работе разнообразные методы и приемы. В нашем детском саду в коррекционной работе с детьми нами используются инновационная технология, которой является мнемотехника.

Слайд № 3

- Скажите, кто из Вас знаком или уже применяет эту технологию?

Оказывается мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление.

- Давайте подумаем, как с помощью приемов мнемотехники можно заниматься развитием речи ребенка (предложения специалистов)

Согласитесь, что обычно мы мыслим образами. Многие из нас ко всему прочему являются визуалами, которые очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение, или любой другой материал на слух. Я, например, в школе запоминала страницу учебника, вместе с картинкой, при ответе я вспоминала картинку по теме ответа, и только потом материал. Нашим детям тяжело воспринимать произведения без иллюстраций. Вспомните, ребенок берет книгу, и слышишь от него: «У! Она без картинок!!!». (Личный пример)

Слайд № 4

Все наши выводы подтверждаются словами Сухомлинского:

«Если учить ребенка неизвестным пяти словам, и он будет долго и мучительно их запоминать. Но если связать 20 таких слов картинками, то он их усвоит на лету»

Для таких целей и служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал по развитию речи ребенка.

Слайд № 5

Обратите внимание на изображение следующего слайда. На нем изображена схема.

- Как вы думаете, что мы можем изучить с детьми с помощью данной схемы?

Это всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Как любая работа, мнемотехника включает в себя разные виды работ и строится строится от простого к сложному.

- Назовите какие это виды работы? Давайте подумаем и выстроим их от простого к сложному.

Слайд № 6

Конечно необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

  1. (Составить предложения по мнемоквадратам) Мнемоквадраты это – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
  2. Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки (Составить мнемодорожку, используя мнемоквадраты) – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
  3. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит схематичное изображение, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. (Составить мнемотаблицу, используя мнемоквадраты)

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд № 7

Итак, мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных методов и приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Слайд № 8

Так как мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать на всех этапах коррекционной работы. Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении и пересказывании рассказов; разучивании стихотворений, скороговорок, потешек, коррекции звукопроизношения.

А сейчас, уважаемые коллеги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

  1. Составить рассказ – описание о птице по мнемотаблице.
  2. Составить мнемотаблицу, используя мнемоквадраты, к стихотворению
  3. Зарисовать мнемотаблицу к скороговорке или потешке.
  4. Придумать мнемотаблицу на автоматизацию звука.

-Какие трудности у вас возникли в ходе работы?

Вы заметили, что для изготовления этих картинок не требуется много времени и больших художественных способностей: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Слайд № 9

Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов.

- Давайте, вспомним, какие этапы мы использовали в ходе работы с мнемотаблицами.

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Составление (повторение) предложений или рассказа.

Слайд № 10

Вы знаете, что овладение данной технологией сокращает время обучения и одновременно способствует решению многих задач.

- Давайте вместе с вами обобщим и подумаем каких?

  • Развитию связной речи;
  • Развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
  • Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.

Слайд № 11

Да, действительно, работа по мнемотаблицам сокращает время, решает многие задачи, а главное способствует подготовки ребенка к школе.

- Давайте на основе всего прослушанного сделаем вывод, чему же мы учим детей перед школой, благодаря использованию данной технологии.

Используя мнемотехнику, мы учим детей:

  1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий внутренний план умственных действий и речевого высказывания;
  2. Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.

Таким образом, использование приёмов мнемотехники позволяет повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повысить их эффективность. Включая элементы мнемотехники в свою работу, нам удается сформировать готовность ребенка к школьному обучению, выработать навык грамотной обработки информации, научить усваивать сложный материал без умственного и нервного напряжения. Думаю, эти качества очень пригодятся не только детям, но и педагогам, к которым придут наши детки в первый класс.

Для тех, кто заинтересовался сегодняшней темой, и, желает использовать этот метод в своей практике, предлагаю ознакомиться с буклетом, в котором дана литература и интернет-сайты по этой теме.

Слайд № 12

- А также всегда помнить всем известную фразу:

«Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься»

Слайд № 13 Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.

Просмотров: 774
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Веклыч Ольга Николаевна. Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Давайте с Вами познакомимся!»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Занятия с детьми: составить рассказ со словами из списка
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Занятия с детьми дошкольного возраста: составить рассказ из известных словосочетаний
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Швенк Екатерина Валерьевна. Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Поликарпова Галина Михайловна. Конспект занятия по развитию речи на основе мнемотехники в подготовительной к школе группе «Видеописьмо из Африки»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Кириченко Ирина. Мнемотехника, как средство развития речи у дошкольников
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Бабашкина Мария Юрьевна. «Мнемотехника — один из эффективных методов речевого развития детей»
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Занина Вера Леонидовна. Конспект занятия по развитию речи «Давайте пообщаемся»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь