Поликарпова Галина Михайловна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ягодка», Рязанская область, город Скопин
Цель: продолжение обучения детей умению передавать особенности времени года путем перечисления его признаков, используя в речи образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи:
Образовательные: познакомить со способом составления загадок на основе мнемокарты, закрепить умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
Скачать конспект
Развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное; развивать связную речь, активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь, поделиться своими знаниями.
Оборудование: видеописьмо из Африки, проектор, мультимедийный экран, мнемотаблица «Времена года», мнемокарта «Составляем загадки», карточки с изображением предметов, характерных для разных времен года, детская видеокамера.
Предварительная работа: коллективная и индивидуальная работа с мнемотаблицей «Времена года».
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям, что на электронный адрес их детского сада пришло видеописьмо из Африки и предлагает его посмотреть вместе с детьми. (в видеоролике на фоне африканского пейзажа мальчик о чем-то оживленно говорит на своем родном языке). После короткого просмотра, педагог осуществляет перевод услышанного и сообщает детям следующее: «К нам обращается мальчик по имени Адиса. Он живет в Африке. Его имя означает «тот, кто не сомневается», но у Адисы есть одно сомнение и это его очень беспокоит. Поэтому он записал видеообращение и разослал его по всему миру. Адиса сомневается в том, что согласно умным книгам где-то бывают другие времена года, кроме лета, ведь в его родной Африке лето круглый год. Он просит всех, кто что-нибудь знает об этом, поделиться с ним информацией».
Воспитатель интересуется у детей, готовы ли они записать видео ответ Адисе, что бы развеять все его сомнения. Получив положительный ответ, перед тем, как включить видеокамеру, педагог предлагает детям вспомнить, что они знают о временах года.
Вопросы и задания для детей:
- Сколько всего времен года?
- Как они называются?
- Назовите времена года по порядку.
- Сколько месяцев в одном времени года?
- Четыре времени года – это один …? (год)
- С какого времени года начинается новый год?
- Назовите соседей лета, весны, зимы, осени.
- Упражнение «Продолжи предложение»:
Летом жарко, а … (зимой холодно)
Летом дни длинные, а … (зимой короткие)
Весной птицы прилетают, а … (осенью улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а … (осенью собираем овощи)
Летом на речку ходят купаться, а … (зимой на коньках кататься)
Осенью идут дожди, а … (зимой идет снег)
Весной листья распускаются, а … (осенью опадают).
Далее воспитатель предлагает детям разделиться на четыре команды, по принципу «кому какое время года нравится больше». Если в какой-либо команде детей оказывается меньше, чем в других, ее участникам предлагается убедить других в том, что выбранное ими время года самое лучшее. Если они будут убедительными, то их команда сможет пополнится новыми участниками.
После укомплектования команд, педагог предлагает им подготовить рассказ о своем времени года на основе мнемотаблицы. Задача детей – распределиться, кто о чем будет рассказывать. После короткого обсуждения дети составляют свои истории по предложенной схеме. При затруднении, воспитатель помогает им наводящими вопросами.
Примерный рассказ по схеме, составленный детьми.
Мое любимое время года – осень. Осенью солнце светит меньше чем летом. Иногда идет дождь. Часто дует ветер. В конце осени может выпасть снег.
Осенью все деревья украшены разноцветными листьями, которые красиво кружатся и падают на землю. Трава постепенно засыхает, а в конце осени укрывается снегом.
Осенью у людей много дел: нужно убрать урожай, собрать листву, укрыть на зиму некоторые растения.
Чтобы не замерзнуть и не промокнуть осенью, дети одевают куртки и шапки, резиновые сапоги и берут с собой зонт.
Животные осенью готовятся к зиме: меняют шубу, делают запасы, накапливают жир, чтобы лечь в спячку.
Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Зимующие птицы перебираются поближе к жилью людей.
Осенью можно собирать букеты из листьев, делать поделки из даров осени: шишек, желудей, каштанов. После дождя можно перепрыгивать лужи или пускать в них лодочки из сухих листьев.
После записи четырех рассказов (о лете в том числе, ведь в центральной части России оно сильно отличается от африканского лета), воспитатель предлагает не только рассказать, но и показать Адисе чем любят заниматься дети в разные времена года.
Проводится физкультминука «Времена года». Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель обговаривает с ними, какое движение характерно для каждого времени года и предлагает его изобразить, например: лето – плавание, осень – прыжки через лужи (сначала вправо, затем влево), зима – катание на лыжах, весна – изготовление скворечника. Воспитатель называет времена года в произвольном порядке, дети выполняют характерные движения.
Воспитатель предлагает проверить, все ли понял Адиса и составить для него загадки с помощью описательной мнемокарты про те предметы и явления, которые характерны только для этого времени года. Педагог объясняет детям принцип использования мнемокарты.
Объяснение педагога. То, что мы загадали, нельзя называть, о нем нужно рассказать, сравнив его с другими предметами. Если предмет похож на то, что мы загадали, то в карте это показано знаком «равно» и сопровождается словом «как». Например, мы хотим составить загадку про солнце, значит мы можем сказать, что оно круглое, как … (определения подбирают дети: мяч, обруч, яблоко и т.д.). Так же мы можем назвать одинаковые свойства, но чтобы никого не запутать, указываем на предмет, с одинаковым свойством, например: желтого цвета, но не … (определения подбирают дети: лимон, банан, одуванчик и т.д.). Для этого на карте есть перечеркнутый знак «равно» и слова «но не». Давайте повторим, какая загадка у нас получилась – круглое, как мяч, желтого цвета, но не одуванчик. Можно догадаться, что это солнце? А что-то еще можно такими словами описать? (возможные варианты ответов детей: яблоко, колобок, помпон на шапке, клубок ниток, репа). Поэтому надо добавить еще одно описание, например светит, но не … (определения подбирают дети: лампочка, свеча, фонарик и т.д.).
Итоговый вариант загадки: круглое, как мяч, желтого цвета, но не одуванчик, светит, но не фонарик.
Подобным образом совместно с детьми составляется еще 2-3 загадки (для закрепления у них нового навыка). Далее команды выбирают по одной карточке с изображением предмета, и составляют про него загадку. При необходимости, воспитатель помогает детям наводящими вопросами. Затем дети загадывают свои загадки участникам других команд.
Примеры загадок, составленных детьми на основе мнемокарты.
- Летает как птица, с крыльями, но не самолет (бабочка).
- Кружатся как снежинки, падают, но не разбиваются (осенние листья).
- Оставляют на снегу следы как лапы зверей, едут, но не автомобили, надеваются на ноги, но не сапоги (лыжи).
- Из веток, как корзина, дом, но не для человека (гнездо).
Записав на видеокамеру загадки, воспитатель интересуется мнением детей, смогли ли они убедить Адису в том, что существует не одно, а четыре времени года и предлагает им вспомнить, что они для этого делали. Для того что бы их рассказ получился еще красочнее, педагог предлагает детям дома нарисовать свое любимое время года и отправить фото рисунков в далекую Африку.
|