Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Поликарпова Галина Михайловна. Конспект занятия по развитию речи на основе мнемотехники в подготовительной к школе группе «Видеописьмо из Африки»



Поликарпова Галина Михайловна. Конспект занятия по развитию речи на основе мнемотехники в подготовительной к школе группе «Видеописьмо из Африки»

Конспект занятия по развитию речи на основе мнемотехники в подготовительной к школе группе «Видеописьмо из Африки»

Поликарпова Галина Михайловна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ягодка», Рязанская область, город Скопин

Цель: продолжение обучения детей умению передавать особенности времени года путем перечисления его признаков, используя в речи образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.

Задачи:

Образовательные: познакомить со способом составления загадок на основе мнемокарты, закрепить умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

 

Скачать конспект

Развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное; развивать связную речь, активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь, поделиться своими знаниями.

Оборудование: видеописьмо из Африки, проектор, мультимедийный экран, мнемотаблица «Времена года», мнемокарта «Составляем загадки», карточки с изображением предметов, характерных для разных времен года, детская видеокамера.

Предварительная работа: коллективная и индивидуальная работа с мнемотаблицей «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям, что на электронный адрес их детского сада пришло видеописьмо из Африки и предлагает его посмотреть вместе с детьми. (в видеоролике на фоне африканского пейзажа мальчик о чем-то оживленно говорит на своем родном языке). После короткого просмотра, педагог осуществляет перевод услышанного и сообщает детям следующее: «К нам обращается мальчик по имени Адиса. Он живет в Африке. Его имя означает «тот, кто не сомневается», но у Адисы есть одно сомнение и это его очень беспокоит. Поэтому он записал видеообращение и разослал его по всему миру. Адиса сомневается в том, что согласно умным книгам где-то бывают другие времена года, кроме лета, ведь в его родной Африке лето круглый год. Он просит всех, кто что-нибудь знает об этом, поделиться с ним информацией».

Воспитатель интересуется у детей, готовы ли они записать видео ответ Адисе, что бы развеять все его сомнения. Получив положительный ответ, перед тем, как включить видеокамеру, педагог предлагает детям вспомнить, что они знают о временах года.

Вопросы и задания для детей:

  • Сколько всего времен года?
  • Как они называются?
  • Назовите времена года по порядку.
  • Сколько месяцев в одном времени года?
  • Четыре времени года – это один …? (год)
  • С какого времени года начинается новый год?
  • Назовите соседей лета, весны, зимы, осени.
  • Упражнение «Продолжи предложение»:

Летом жарко, а … (зимой холодно)

Летом дни длинные, а … (зимой короткие)

Весной птицы прилетают, а … (осенью улетают на юг)

Летом мы собираем ягоды, а … (осенью собираем овощи)

Летом на речку ходят купаться, а … (зимой на коньках кататься)

Осенью идут дожди, а … (зимой идет снег)

Весной листья распускаются, а … (осенью опадают).

Далее воспитатель предлагает детям разделиться на четыре команды, по принципу «кому какое время года нравится больше». Если в какой-либо команде детей оказывается меньше, чем в других, ее участникам предлагается убедить других в том, что выбранное ими время года самое лучшее. Если они будут убедительными, то их команда сможет пополнится новыми участниками.

После укомплектования команд, педагог предлагает им подготовить рассказ о своем времени года на основе мнемотаблицы. Задача детей – распределиться, кто о чем будет рассказывать. После короткого обсуждения дети составляют свои истории по предложенной схеме. При затруднении, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

Примерный рассказ по схеме, составленный детьми.

Мое любимое время года – осень. Осенью солнце светит меньше чем летом. Иногда идет дождь. Часто дует ветер. В конце осени может выпасть снег.

Осенью все деревья украшены разноцветными листьями, которые красиво кружатся и падают на землю. Трава постепенно засыхает, а в конце осени укрывается снегом.

Осенью у людей много дел: нужно убрать урожай, собрать листву, укрыть на зиму некоторые растения.

Чтобы не замерзнуть и не промокнуть осенью, дети одевают куртки и шапки, резиновые сапоги и берут с собой зонт.

Животные осенью готовятся к зиме: меняют шубу, делают запасы, накапливают жир, чтобы лечь в спячку.

Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Зимующие птицы перебираются поближе к жилью людей.

Осенью можно собирать букеты из листьев, делать поделки из даров осени: шишек, желудей, каштанов. После дождя можно перепрыгивать лужи или пускать в них лодочки из сухих листьев.

После записи четырех рассказов (о лете в том числе, ведь в центральной части России оно сильно отличается от африканского лета), воспитатель предлагает не только рассказать, но и показать Адисе чем любят заниматься дети в разные времена года.

Проводится физкультминука «Времена года». Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель обговаривает с ними, какое движение характерно для каждого времени года и предлагает его изобразить, например: лето – плавание, осень – прыжки через лужи (сначала вправо, затем влево), зима – катание на лыжах, весна – изготовление скворечника. Воспитатель называет времена года в произвольном порядке, дети выполняют характерные движения.

Воспитатель предлагает проверить, все ли понял Адиса и составить для него загадки с помощью описательной мнемокарты про те предметы и явления, которые характерны только для этого времени года. Педагог объясняет детям принцип использования мнемокарты.

Объяснение педагога. То, что мы загадали, нельзя называть, о нем нужно рассказать, сравнив его с другими предметами. Если предмет похож на то, что мы загадали, то в карте это показано знаком «равно» и сопровождается словом «как». Например, мы хотим составить загадку про солнце, значит мы можем сказать, что оно круглое, как … (определения подбирают дети: мяч, обруч, яблоко и т.д.). Так же мы можем назвать одинаковые свойства, но чтобы никого не запутать, указываем на предмет, с одинаковым свойством, например: желтого цвета, но не … (определения подбирают дети: лимон, банан, одуванчик и т.д.). Для этого на карте есть перечеркнутый знак «равно» и слова «но не». Давайте повторим, какая загадка у нас получилась – круглое, как мяч, желтого цвета, но не одуванчик. Можно догадаться, что это солнце? А что-то еще можно такими словами описать? (возможные варианты ответов детей: яблоко, колобок, помпон на шапке, клубок ниток, репа). Поэтому надо добавить еще одно описание, например светит, но не … (определения подбирают дети: лампочка, свеча, фонарик и т.д.).

Итоговый вариант загадки: круглое, как мяч, желтого цвета, но не одуванчик, светит, но не фонарик.

Подобным образом совместно с детьми составляется еще 2-3 загадки (для закрепления у них нового навыка). Далее команды выбирают по одной карточке с изображением предмета, и составляют про него загадку. При необходимости, воспитатель помогает детям наводящими вопросами. Затем дети загадывают свои загадки участникам других команд.

Примеры загадок, составленных детьми на основе мнемокарты.

  • Летает как птица, с крыльями, но не самолет (бабочка).
  • Кружатся как снежинки, падают, но не разбиваются (осенние листья).
  • Оставляют на снегу следы как лапы зверей, едут, но не автомобили, надеваются на ноги, но не сапоги (лыжи).
  • Из веток, как корзина, дом, но не для человека (гнездо).

Записав на видеокамеру загадки, воспитатель интересуется мнением детей, смогли ли они убедить Адису в том, что существует не одно, а четыре времени года и предлагает им вспомнить, что они для этого делали. Для того что бы их рассказ получился еще красочнее, педагог предлагает детям дома нарисовать свое любимое время года и отправить фото рисунков в далекую Африку.

Просмотров: 305
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Кандаурова Анна Александровна. Картотека дидактических игр по временам года «Времена года»
  • Редактор. Cценарий дня рождения ребенка 4 лет «Четыре времени года»
  • Бузаева Елена Николаевна. Сценарий мероприятия: КВН по экологическому воспитанию для детей старшей подготовительной группы и родителей «Четыре времени года»
  • Искендерова Т. Д.. Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
  • Бирюкова Людмила Николаевна. Конкурс «Воспитатель года»
  • Давыдова Марина Николаевна. Эссе на конкурс воспитатель года
  • Василенко Светлана Борисовна. Сценарий финала конкурса «Воспитатель года»
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Екатерина Анатольевна Гусарова. Из опыта работы инструктора физического воспитания «О месте игры в режиме дня, времени года и других условий»
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Мошкова Оксана Дмитриевна. Конспект открытого занятия для районного конкурса «Воспитатель года — 2017». (Экспериментальная и познавательно — исследовательская деятельность). В подготовительной группе по теме: «Волшебница соль».
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Миронова Татьяна Сергеевна, Карева Татьяна Владимировна. Дидактическое пособие 'Четыре времени года'. Экологические игры.
  • Середкина Наталья Викторовна. Конспект занятия по развитию речи по теме «Времена года. Зима» подготовительной группы.
  • Адиятова Гульшат Хамитовна. Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
  • Миняйло Эльвира Николаевна. Конспект итогового мероприятия в рамках реализации проекта «Времена года» /осень/ с детьми старшей группы «Осенние краски»
  • Мартиросян Нара Юрьевна. Проект «4 времени года»
  • Екатерина Валентиновна Кириленко. КОНСПЕКТ Занятия в подготовительной группе Тема: «Времена года. Зима».
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер – класс по оформлению стенгазеты «Начало войны 1941 года – Победа 1945 года»
  • Ульянич Елена Владимировна. Конспект занятия для детей средней группы с учетом ФГОС «Времена года»
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Дидактическое пособие «Времена года» для детей 2-5 лет
  • Курлапова Е.П.. Наглядный материал по ознакомлению детей с темой «Времена года».
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Боцман Елена Ивановна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Приход весны» по проекту «Времена года»
  • Гетманец Светлана Михайловна. Картотека прогулок 'ВРЕМЕНА ГОДА' на сентябрь месяц для детей дошкольного возраста (средней группы)
  • Темирбаева Индира Ильфатовна. Развивающий коврик «Времена года» для детей раннего возраста
  • Кушаева Татьяна Владимировна. Мастер – класс по изготовлению дидактического пособия «Дерево- 4 времени года»
  • Рыкова Ирина. Праздник «Времена года»
  • Шестова Оксана Владимировна. Итоговое занятие 'Времена года' группа общеобразовательной направленности детей 3-4 лет
  • Дудкина Елена Викторовна , Николаева Галина Петровна. Дидактическая игра «Времена года»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь