Миронова Татьяна Сергеевна, Карева Татьяна Владимировна. Дидактическое пособие 'Четыре времени года'. Экологические игры.

Дидактическое пособие Четыре времени года. Экологические игры.Дидактическое пособие "Четыре времени года". Экологические игры.

Авторы: Миронова Татьяна Сергеевна, Карева Татьяна Владимировна, Воспитатели, ГБОУ СОШ №1 структурное подразделение детский сад "Теремок", Самарская область Сергиевский район п.г. т. Суходол

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к природе.

 

Скачать конспект

Главные задачи на начальном этапе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе.

В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы: знакомство детей с природой через непосредственный контакт, и через ознакомление с природой опосредованным путем посредством использования дидактических пособий.

Реализуя деятельностный подход в нашем детском саду, пришли к выводу, что использование в образовательной деятельности дидактического пособия «Четыре времени года», позволяет детям в активной форме овладеть необходимыми практическими умениями и навыками.

Для решения данной проблемы, нами было разработано и изготовлено многофункциональное дидактическое пособия экологической направленности.

Дидактическое пособие «Четыре времени года»

Цель данного пособия сформировать у ребенка младшего дошкольного возраста представления о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

  • формирование представления детей младшего дошкольного возраста о временах года
  • ознакомление детей с понятиями: год, осень, зима, лето, весна, через опосредованную деятельность
  • развитие умения определения времени года по совокупности признаков и примет
  • развитие самостоятельности и инициативы
  • воспитывать положительное отношение к природе.

Дидактическое пособие «Четыре времени года» — это совокупность дидактической и словесной игры, оно охватывает многообразие различных игр, и имеет наглядность. Пособие предназначено для использования в детском саду с детьми дошкольного возраста от 1.5 до 7 лет и в помощь педагогам.

Пособие многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ознакомившись с играми и усвоив их правила, дети могут под руководством педагога проводить игры и вне занятия.

Пособие представлено в виде дерева. Дерево изготовлено из фанеры. Состоит из четырех частей, которые раскрашены акриловыми красками и соответствуют 4-м временам года, соответствуя цветовой гамме. Каждый сектор – самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной работы с ребенком. Сектор весна представлен в виде весенних цветов и птиц и скворечников изготовленных при помощи цветной бумаги, прикрепленных с помощью ниток на канцелярские иголки. Сектор лето в виде фруктов изготовленных из цветной бумаги, так же прикреплённых с помощью ниток и канцелярских иголок. Сектор осень в виде листьев, птиц из цветной бумаги. А зима в виде снежинок, снегирей и синичек, кормушки изготовленных из бумаги. Каждое время года разделено на три цветовые гаммы, цвет обозначает один из месяцев определенного времени года.

Нижняя часть дерева задекорирована материалом, расцветка которого соответствует времени года. На материал с помощью липучек прикрепляются тематические картинки с признаками времен года.

К основанию дерева прикручены колесики, что позволяет данному пособию быть мобильным.

Простота конструкции позволяет использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Основная цель предлагаемого пособия — формирование предпосылок экологической культуры, экологического сознания, бережного отношения к природе. Данная цель решается через следующие задачи:

  • развитие познавательного интереса к миру природы
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
  • воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями
  • формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности.

Примеры игр.

Игра «Придумай рассказ» для детей 4-5 лет.

Задачи:

Развитие представлений детей о временах года; закрепление знаний о характерных признаках времен года; формирование умения подбирать предметные и сюжетные картинки; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется макет дерева. Предметные и сюжетные картинки по временам года, предметные модели соответствующие временам года (листья, фрукты, снежинки, птицы).

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку выбрать время года, которое ему нравится. Затем ребенку необходимо подобрать предметные модели, которые соответствуют выбранному времени года и разместить их на дереве. Также необходимо выбрать картинки с признаками выбранного времени года, разместить их у основания дерева, объясняя свой выбор.

В конце игры педагог предлагает подобрать сюжетные картинки к данному времени года, разместить их на магнитной доске и составить описательный рассказ.

Примечания:

Игра проводится индивидуально с одним ребенком, или парами.

Игра: «Изменения в природе» для детей 3 – 4 лет.

Задачи:

Формирование у детей умения зрительно соотносить времена года с изменениями происходящими с объектами природы; развитие целостного восприятия; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется макет дерева. Картинки с изображением изменений природы в разное время года (почки на дереве, листочки, цветы, плоды), картинки с разными видами деревьев (тополь, каштан, рябина, береза и т.д.)

Ход игры:

Педагог предлагает детям из предложенных картинок выбрать дерево, затем выбрать время года в котором бы они хотели его увидеть. Далее дети подбирают предметные модели которые характеризуют изменения этого дерева.

Например:

Из предложенных карточек ребенок выбирает карточку с деревом Каштан. Далее выбирает время года «Весна» и закрепляет карточку на модели дерева. Затем выбирает предметные модели с изображением почек и цветов каштана и размещает их на дереве.

Примечание:

Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей (от 2-3).

Игра: «Небылица»

Задачи:

Развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется макет дерева. Предметные модели (листочки, цветы, фрукты, снежинки, птицы перелетные и зимующие), предметные карточки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, еж).

Ход игры:

Педагог на макете дерева располагает предметные модели и карточки с животными. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли карточки размещены правильно.

Например:

Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве зеленые листочки и снежинки.

У основания дерева располагает диких животных: лису, серого зайца, медведя и ежа. Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно.

Примечание:

Игра проводиться с подгруппой или индивидуально.

Игра: «Что где находится?»

Задачи:

Развитие умения правильно ориентироваться в пространстве. Закрепление понятия; вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между. Развитие умения объяснять свои ответы. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материалы:

Затем ребенок называет все предметы, которые находятся на дереве (вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между).

Примечание:

Игра проводиться с подгруппой или индивидуально.

Игра «Когда это бывает?»

Задачи:

Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на примерах устанавливать последовательность времен года; расширение знаний о сезонной одежде; обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

В данной игре используется макет дерева. Предметные картинки с признаками времен года. Карточки с сезонной одеждой и детьми одетыми в одежду для разного времени года.

Ход игры:

Педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева. Затем педагог предлагает ребенку подобрать карточки с сезонной одеждой соответствующей выбранным картинкам.

Примечание:

Игра проводиться с подгруппой или индивидуально.

Просмотров: 639
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Искендерова Т. Д.. Использование многофункциональных дидактических кукол – «Тильда, Четыре времени года» для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
  • Калинина Елена Геннадьевна. Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (3-4 года)
  • Редактор. Cценарий дня рождения ребенка 4 лет «Четыре времени года»
  • Кушаева Татьяна Владимировна. Мастер – класс по изготовлению дидактического пособия «Дерево- 4 времени года»
  • Бузаева Елена Николаевна. Сценарий мероприятия: КВН по экологическому воспитанию для детей старшей подготовительной группы и родителей «Четыре времени года»
  • Кандаурова Анна Александровна. Картотека дидактических игр по временам года «Времена года»
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Дидактическое пособие «Времена года» для детей 2-5 лет
  • Екатерина Анатольевна Гусарова. Из опыта работы инструктора физического воспитания «О месте игры в режиме дня, времени года и других условий»
  • Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Кользина Тамара Мифодьевна. Буклет. Консультация для педагогов «Развитие речи детей первого года жизни»
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Коробкова Надежда Александровна. Дидактическое пособие по экологии «Дерево. Времена года»
  • Мартиросян Нара Юрьевна. Проект «4 времени года»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер – класс по оформлению стенгазеты «Начало войны 1941 года – Победа 1945 года»
  • Миненко Дина Дмитриевна. Авторское дидактическое пособие «Лэпбук «Времена года»
  • Гиль Светлана Александровна. Перспективный план - Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий
  • Адиятова Гульшат Хамитовна. Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
  • Гаврилова Татьяна Александровна. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Ирина Никишина. Пальчиковые игры для детей от 1 года до 7 лет
  • Костенкова Лидия Анатольевна. Игра-занятия с водой для детей второго года жизни.
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Чепикова Виктория Николаевна. Конспект открытого занятия по развитию речи использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
  • Киреева Мария Александровна. Дидактический материал для ДОУ: дерево 'Времена года'
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Трапезникова Ольга Владимировна. Конспект непрерывно- образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи с воспитанниками седьмого года жизни с ОНР Тема: «В гости к Незнайке»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь